СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК
Анатомия художественного фильма как "Сказки о Силе", выполненная в терминологии "трех линий" - "магического" "Учения Дона Хуана" Карлоса Кастанеды, "духовной" "Науки Каббала" Бааля Сулама, соединенных посредством опыта в "средней линии" на Пути Воина-Исраэль*7.
1. Фильм 1998 года "Способный ученик", основанный на одноименной повести Стивена Кинга*4, правда, судя по материалам Википедии*1 (повесть я не читал), значительно, и очень тонко переработанный в конце режиссером (явно не без "подсказки" Сами Знаете Кого ), стоит в одном ряду с фильмами "Гаттака" и "Трасса 60"*2 как сюжет+его замечательная экранизация, в котором просматриваются явные черты "магического"/"духовного" Пути, и тех законов и принципов, которые управляют нашей Реальностью в ее "исправленном" виде, т.е. духовными мирами, механизмами их облачения в "материальный мир" видимых глазу "действий" и следствий.
2. В основе фильма лежит фабула, связанная с Катастрофой (Холокостом), но в данной статье я намеренно избегаю касаться самого "материала", ставя целью абстрагироваться от него, чтобы раскрыть абстрактную форму, которая "одевается" в этот материал по ходу развития сюжета, поскольку именно она представляет для нас ("идущих" по духовному Пути) в данном случае особый интерес. Рекомендую всем, кто не смотрел, посмотреть этот фильм, а кто смотрел давно, посмотреть повторно, чтобы обновить и оживить в памяти, причем, от начала и до конца - лично мне это действие принесло массу неожиданных открытий. Раньше я не видел (как и большинство, как я полагаю, зрителей) в этой картине ничего, кроме очень острого и оригинального обыгрывания трагической темы ужасных событий 2 мировой войны и их долгоиграющих последствий. В дальнейшем повествовании буду предполагать как минимум поверхностное знакомство читателя с сюжетом (которое можно получить по ссылке в википедии, если нет желания/возможности смотреть сам фильм).
3. Я не эксперт по творчеству Стивена Кинга (хотя любитель и поклонник его экранизаций*3), но, по моему впечатлению, это одна из "нетипичных" картин внешним "отсутствием чудес", т.е. паранормальных явлений или событий в основе и фабуле сюжета*5. Как я теперь понимаю, это не отсутствие, а настолько "органичное" "присутствие" такового, "вшитое" в сюжет до полной внешней неразличимости . Действительно, вспоминая свой собственный опыт знакомства с фильмом лет 15 назад и сейчас, "судя по себе", внешне фильм не раскрывает замысла своих создателей (писателя+режиссера, которые оба поработали на славу), создавая впечатление событий, основанных на всем понятной без пояснений исторической фактуре, без намека на что-либо сущностно отличное, "скрытое внутри". Это характерная черта "магических" историй, как показывает практика, не ограничивающихся "сказками о Силе" типа приведенных у К.Кастанеды, т.е. созданных "магами" и "каббалистами" конкретно для целей передачи "тайного знания" от учителя к ученикам. В таких историях всегда есть, говоря языком Бааля Сулама*6, "материя" и "форма", в которую "облачена" эта материя, как два "уровня" или "пласта" понимания и логики, независимых и непересекающихся, и их "постижение" человеком открывается по мере его продвижения по духовному Пути. Не берусь судить, в какой мере или степени оба этих уровня были открыты авторам повести и экранизации, теоретически - могли быть как полностью открытыми, так и быть скрытыми от авторов, руководствующимися в этом случае "творческой интуицией", в чем и заключается секрет "гениальности", как способности неосознанной творческой передачи "духовной информации" в произведениях, становящихся в последствии "мировой классикой".
4. Учитель и ученик - суть и основа "абстрактного ядра" этой картины - являются отношениями, корень которых исходит из "духовных миров" (Намерений Духа), заставляя события "этого мира" разворачиваться определенным характерным образом (невидимым, как уже было сказано выше, "невооруженным взглядом", в виду своей неотличимости от "материала" из которого состоит "этот мир" в голове человека "сам по себе"). В фильме мы ясно видим, что далеко не всегда (и не сразу) эти "отношения" разворачиваются так, как можно подумать, исходя из "вылизанных" описаний сюжетов учительства или ученичества великих (общеизвестных и почитаемых, как минимум, в своем собственном "кругу" конкретной традиции) духовных практиков. Наоборот, здесь отношения строятся парадоксальным, выражено "патологическим" образом, в начале на открытой вражде и недоверии, а затем, в настолько же "ненормальной", с "внешней" точки зрения, внутренней "интимной" близости, причем, их выстраивание происходит не по логике и не по желанию взаимодействующих сторон, а, скорее, продиктованы логикой развития самого "учения", т.е., в данном случае, определенных, значимых для человечества в целом, событий прошлого, которые должны по законам Реальности найти свой "выход" и продолжение, что и происходит затем путем (опять же, "вынужденного") управляемого Духом "детального перепросмотра" учителем в присутствии ученика, посредством чего "абстрактное ядро" Духа "перетекает" из учителя в ученика, обретая нового "носителя" и "хранителя", посредством которого этот дух (с маленькой буквы, чтобы указать на локальность конкретного явления, что не отменяет "глобальность", точнее, общезначимость, базового принципа) распространяется в категориях "мир, год, душа" этого мира, выполняя свою функцию и раскрывая предназначение своего создания Творцом, Свят Благословен Он.
5. В "духовных мирах", в которых пребывают "души праведников"*13, это взаимодействие происходит открыто и явно со стороны учителя (но не со стороны ученика, пока он сам не поднимается на ступень учителя), однако, не следует думать, что оно производится им по некоторой "скрытой инструкции", как некоторый план, который учитель реализует посредством их взаимодействия. Скорее, учитель "настроил" собственную волю таким образом, чтобы служить проводником и отражением Воли Орла, Который "желает" посредством этих отношений распространить и передать Своим творениям Свой Дар Свободы осознания. Он изначально действует так, чтобы позволить Духу раскрыть перед ним Свои карты, и, добившись этого, действует в соответствии "с полученными указаниями", максимально "прозрачно", насколько способен (а "способен" он к этому времени в достаточной степени, чтобы не исказить Намерения Духа личностными реакциями и установками - поскольку "потерял человеческую форму").
6. В "материальном" (т.е. мире повседневности), где человек действует под полным "слепым" управлением в обоих случаях, "не подозревая" о Высшем управлении и Его Намерениях и формах, приобретаемых им самим в точном соответствии с "замыслами" Абстрактного в отношении него самого и происходящего с ним, Дух проявляет Себя максимально жестко с обоими, не оставляя каждому путей для отступления или свободы для маневра, который мог бы поставить под угрозу реализацию "замыслов" Абстрактного, что мы и видим по ходу развития сюжета фильма. Связь, постепенно возникающая и укрепляющаяся дополнительными "перипетиями" сюжетной линии, привязывает их волей-неволей друг к другу накрепко, при их собственной "внутренней" полной непохожести вплоть до противоположности, делая их ближе друг к другу, чем родственные связи. Это имеет место и в "духовном мире" - поскольку сложно себе представить двух менее похожих человеческих существ, чем, например, Карлос Кастанеда (КК) и его будущий учитель Дон Хуан Матус (ДХ), в самом начале процесса ученичества. "Маги" или "каббалисты", при всей их внешней "неотмирности", могущей создавать у человека этого мира впечатление высоко- духовности и нравственности, являются в высшей степени прагматическими существами, не подверженными влиянию характерных для повседневного мира сентенций и "веяний души", и кажущаяся заинтересованность и приверженность связи с абсолютно чуждым по Духу существом с целью его обучения не является альтруистическим жестом ни в малейшей степени. Но Сила, Которая правит человеческими судьбами, не спрашивая их об этом и не информируя (пока они сами Ее сознательно не попросят об этом, по собственной воле "ставя себя на Пути у Намерения Духа"), в значительной степени приоткрывает Свое "скрытие" перед теми, кто идут Ее путями осознанно и целеустремленно, желая быть Ее инструментами, проводящими Ее Волю и последовательно производящими действия, следующие из этого. Поэтому учитель, в данном случае ДХ, действует именно так, что позволяет Кастанеде, по началу, сделать "обоснованный" вывод об исключительной альтруистичности и высоконравственности намерений своего фантастически удачного "антропологического информатора".
7. В фильме "учитель" действует вынужденно, реагируя на возникновение "объективных обстоятельств", которые он не может контролировать, но быстро становясь в этой игре "ведущим" по причине своего значительно превосходящего жизненного опыта и "неординарной" судьбы, делающей этот опыт исключительно уместным в характерном рисунке складывающихся "обстоятельств". Для нас особенно интересен конец истории, причем (если верить википедии), одинаково важными являются оба, значительно отличающихся, варианта ее окончания. Как мы знаем из творчества КК, финалом истории "магического"/"духовного" ученичества является событие, которое у КК называется "прыжком в пропасть с обрыва". Одновременно с этим происходит уход учителя в иные миры (не будем вдаваться, как и в какие именно, т.к. это выходит за рамки настоящей статьи). В итоге ученик должен "собрать другой мир в полном осознании", а учитель "достичь абсолютной свободы восприятия". Немаловажной и существенной "альтернативой" является "смерть на дне ущелья", если ученик окажется не способен скомпоновать и реализовать в себе все скрытые и открытые части полученного от учителя "духовного опыта", чтобы посредством собственной воли "окончательно отдать себя Силе, Которая правит его судьбой", и стать, таким образом, в свою собственную очередь, на ступень Мага и учителя, повернув "Колесо времени" силой своего "намерения" - осознанного использования "воли", "магической" способности, входящей в доступный арсенал каждого человеческого существа, но большую часть жизней остающейся невостребованной и неизвестной. Смерть - это "необходимая добавка к вере воина", а также "главный фактор, превращающий "духовное"/"магическое" Знание в энергию, в реальную Силу"*8.
8. Если следовать информации Википедии*9, хронологически сюжет "Способного ученика" отражает обе вышеупомянутые концовки, причем "смерть на дне ущелья" является "оригинальным" сюжетным финалом, в итоге которого ГГ сходит с ума и его застреливает полиция. Итогом экранизации становится совершенно иной исход, а именно, ГГ (ученик), адекватно "перенимая" и в полноте реализуя "переданный опыт" своего "учителя", оборачивает, казалось бы, неминуемый крах собственной судьбы в фантастическую удачу, открывающую ему путь вперед к собственным свершениям, не связанным практически ничем с пройденным "общим прошлым" с "учителем" и "обучением" у него, а основанный целиком и полностью на "достижениях" и сфере интересов "ученика". В обоих случаях его "альтер-эго" учитель одновременно с этим умирает. Умирает необычной смертью. "Воин сам выбирает способ и время своей смерти" (КК). В фабуле экранизации старик осознает неизбежность собственной судьбы и выбирает смерть, как может показаться зрителю, чтобы отвратить неизбежность собственного публичного позора и последующей показательной казни за смертные грехи собственного тщательно скрываемого прошлого, которое стало более скрывать невозможно. Я возьму на себя смелость сказать, что это было*10 не совсем так. Старик, конечно же, взвешивал в уме "за" и "против", принимая решение о самоубийстве (которое не может в принципе приниматься без абсолютной ясности мотивов), и в их основе было его личное положение и положение его судей и очевидных будущих экзекуторов. Но тем "камнем", который склонил чащу весов в сторону твердого решения, а, заодно, и последней мыслью старика перед смертью, была мысль не о себе и не о своем собственном безвыходном положении. Это была мысль, являющаяся одновременно побудительным мотивом последующего самоубийства, об "ученике" - о том, что неизбежный последующий публичный процесс привлечет огромное внимание со стороны журналистов, и всевозможных других "доброжелателей", которые ни за что не оставят в покое мальчика, раскопают (вытянут по ниточке весь клубок) подробности их реальной истории знакомства и последующих взаимоотношений, а если не раскопают, то выдумают с тем же самым успехом - то есть уничтожат не только самого старика, но и мальчика*11, загубят на корню его будущее, не дав реализоваться его выдающимся способностям и исключительному "светлому" потенциалу. И именно этот довод склонил "чашу весов", на которых старик взвешивал "за" и "против", позволив принять твердое решение и реализовать его, покончив с собой, и обрубив конец "клубка", который неизбежно привел бы к полному жизненному краху другого человека, ставшего, невообразимым образом и в короткие сроки непосредственно перед этим, для старика ближе кровного родственника, оставаясь при этом его полной противоположностью во всем, что касается "этого мира" и личностных качеств и предпочтений по логике "этого мира". То есть его самоубийство стало "жестом Духа" - "действием истинной непринужденности, действием величественности... в качестве которого маги проявляют все лучшее в себе и молча предлагают это Абстрактному" (КК). Или - языком Каббалы, "действием с намерением ради отдачи Творцу", то есть "не ради себя", а ради другого, по сути, чужого человека, "из любви к ближнему, как к самому себе" (НК), или "действием из любви к свободе" (КК). Именно это действие является финальным Актом, посредством которого учитель выполняет Волю Духа, передавая Его "эстафету" своему ученику, или "следующей партии Нагваля" в терминологии КК. Хотя это не обозначено явно в сюжете никак (в повести тем более, судя по всему, т.к. там реализован вариант "смерти на дне ущелья"), для меня совершенно очевидно, что все было именно так, поскольку именно в этом заключена суть АЯ "поворота шляпы" магом-рассказчиком в истории о Калисто-Муни, равно как и во всех остальных "магических историях", поскольку "все маги-рассказчики в них действуют одинаково" (КК*12). Его Цель превзошла его личность, "материальную" жизнь и судьбу; но не в том смысле, что эта цель как-то связана с содержанием этой судьбы и жизни, или тех аспектах опыта, которые для старика как для личности могли бы иметь то или иное значение. А в том смысле, что управление Намерением Духа, или Творцом, Свят Благословен Он, в этом месте, непосредственно предшествующим физической смерти Своего носителя и проводника - даже если это происходит "в повседневном" (по нашим представлениям) "мире" и по его "обывательской" логике, не имеющей ничего общего с Его Волей и логикой раскрытия Его Воли и распространения Его Путей - в этом месте Он позволяет человеку самому решить исход своей последней битвы на этой Земле, делая ее действительно последней, а его усилия - стоящими целой жизни борьбы, в чем бы она не заключалась.
9. Это действие представляется "магическим" или "духовным" только если рассматривать его с ракурса самого совершающего это действие человека. Поскольку с ракурса Духа эти двое (учитель и ученик), независимо от степени осознанности контекста с ними происходящего, уже включены в единую "эманацию Орла", т.е. "линию Мира", соединяющую внешне несвязанные друг с другом события и явления в сущностном единстве цели, смысла и характера своего происхождения, именно эти Линии являются источником наделения Орлом человека осознанием "через Свои эманации", т.е. именно посредством их сущностной взаимосвязи с человеком, у человека имеется "жизнь этого мира", происходящая именно так, как происходит, маг за мигом и вдох за вдохом, от рождения из чрева матери, и до смерти своего физического носителя. Именно посредством раскрытия Духа человеку в момент осуществления им такового действия, единого в духовном и материальном, единого, в случае нашей истории, в учителе и в ученике, происходит "увековечивание осознания", данного Орлом, поскольку оно, в действительности, является вечным и бесконечным по определению (т.е. жизнь, жизненная сила), не "отдаваемым" кому-то в момент рождения, и не "отчуждаемым" в момент смерти, но только "внешний носитель" этой жизни посредством получения совместного опыта "этого мира", всегда связанного с кем-то другим, являющимся "братом по разуму" (в случае человека), в момент своей физической смерти, либо "сливается с эманациями Орла", то есть, осознает истинную природу Эманаций, их абсолютную свободу от обусловленности процессами роста и развития культивируемого посредством них осознания жизненного опыта, который всегда ограничен жесткими материальными рамками своего происхождения во времени этого мира, являющегося не более, чем "инкубационной питательной средой" для создания "из ничего" с целью последующего поступательного развития и "взрослого" становления Орлом собственной полностью осознанной и слитой с Ним сущностно "чувствующей" проявленной ступени "восприятия мира" посредством "светящегося кокона с точкой повышенной яркости", жизнь которого быстротечна и стремительна, и подчинена, в Силу очевидных причин, заранее заданной, единственной, превосходящей "семантическую мощность" его собственного существования, Высшей Цели.
10. Цели, к Которой человек этого мира стремится, в начале неосознанно "от обратного" - влекомый "силой непреодолимых обстоятельств", каждое из которых заставляет его действовать строго определенным образом вопреки "его собственным" интересам, намерениям и целям - а впоследствии полностью осознанно, понимая и принимая с великим трепетом и личным стремлением, выполнение Воли своего Создателя и Корня, Причины того, что он появился на Свет и идет по Нему, равно как и "конечного пункта назначения" этого чудесного и невыразимо удивительного "похода", с Которым он сольется посредством завершения своей "ПОСЛЕДНЕЙ БИТВЫ НА ЗЕМЛЕ", свободный от мыслей о самом себе и "собственной судьбе", и поэтому готовый к тому, чтобы "жить вечно", давая жить и творить свою собственную судьбу другим, ничем не связанным с ним представителям человеческой расы, кроме Той Цели и задачи, которую они выполняют вместе, чтобы доставить наслаждение Творцу, Свят Благословен Он, делая вклад в человеческий Дух из любви к свободе, и увековечить осознание, даруемое им посредством совместного получения опыта жизни этого мира, Орлом, помнить себя, помнить Орла, и выполнять Его Правило, до тех пор, пока все человечество, становясь "как один Человек с одним Сердцем" не осознает свою суть, свой Корень, Цель и предназначение, в котором единство всего во всем, существующее в Бесконечности Орла, раскрывается в них самих Намерением Духа, как собственная свободная воля и глубинное побуждение сердца каждого и каждой, посредством осознанной духовной Любви к Ближнему, как к самому себе, являющейся тайной и сутью Огня Изнутри, зажигающего эманации сознания в момент смерти мага и человека знания, чтобы слиться с Орлом в непостижимой и величественной, взаимной и независимой Любви Творца к творениям, становясь сутью Дара Орла, даруемого Творцом, Свят Благословен Он, Своим творениям, посредством слияния с Намерением Духа ради реализации Замысла Творца "насладить создания", с которым в этом слиянии с Ним человек "этого мира", не важно, являющийся или не являющийся "магом", "нагвалем" или "каббалистом", находится с Ним в сотрудничестве ради того, чтобы быть Светом для всех народов Мира, соединяя Непостижимую Бесконечность с реальностью себе подобных, и деля этим*14 реальность для них на неведомое и известное, и прокладывая ими Путь для тех, кого он любит и хранит в своем сердце, чтобы через них, и посредством их любви к ближнему, как к самому себе, проложить и предвосхитить надежный и беспрепятственный проход через Чрево Орла, всему пробуждающемуся от сна разума Единому Человечеству, как одному Человеку с одним Сердцем, которому предстоит этот Путь прочувствовать, принять и пройти полностью самостоятельно, по своей собственной воле, осознанному решению и свободной выбору, завершив начатый Магами и Каббалистами "Новый Цикл" (КК) своего собственного "Конечного Исправления" (НК), и восполнив Замысел своего создания Создателем, раскрыв и выполнив задачу и смысл своих жизней на протяжении всех поколений, эпох и времен своего существования на Земле. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, МЫ - СИЛА!
Рекомендуемая музыка:
Пояснения и ссылки
*1 Способный ученик (Википедия).
*2 С последним он имеет тонкую, как принято говорить в таких случаях, "мистическую", т.е. скрытую, неявную и не обнаружимую "невооруженным глазом", связь, как "печать и отпечаток" или "паним и ахораим" - лицевая и обратная часть - одной и той же "духовной ступени", характерного проявления Высшей управляющей Силы)
*3 Таких, как: "Сияние", "Ловец снов", "Зеленая миля", "Дети кукурузы", "Мгла" и др. Весь список тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория … вена_Кинга
*4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинг,_Стивен
*5 По ходу написания статьи вспомнил другую близкую по стилю его экранизацию "Зеленая миля" - тоже, кстати, отличный сюжет, хотя и несколько более "попсовый" (по моему мнению).
*6 См. "Материя и форма в Науке Каббала", Бааль Сулам, статьи
*7 См. также: 22 буквы Пути Воина - Исраэль
*8 См. Колесо времени, Карлос Кастанеда.
*9 Способный ученик - особенности экранизации (Википедия)
*10 По моему ощущению, фильм написан "по мотивам реальных событий", хотя и не берусь сказать, в какой части или объеме своей сюжетной фабулы.
*11 В экранизации это скорее не мальчик, а юноша, в оригинальной же повести ему 13 лет, возраст "бар мицва" - "готовности" в каббалистической духовной традиции к тому, чтобы начинать обучение тайнам Намерения Духа, или начинать осознанно следовать Пути Творца, Свят Благословен Он, с "правильным", т.е. внутренним "духовным" намерением, обучаясь выполнять Его "Заповеди" "лишма". Что органично вписывается в описание сюжета как АЯ "Сказки о Силе".
*12 Карлос Кастанеда, Сила Безмолвия, глава Кувырканье мышления в невообразимое
*13 Т.е. нас с Вами, "обучившихся" посредством получения и очищения (издохехут - ивр. - читай "перепросмотра") "опыта этого мира" видеть скрытое, и осознанно взаимодействовать с Намерением Духа, становясь по свободной собственной воле проводниками Воли Творца, Свят Благословен Он, раскрывая скрытое и увековечивая данное Орлом - Малхут Мира Бесконечности - осознание, достигая Свободы от Ангела Смерти
*14 Проводя границу между "неведомым" и "непостижимым", с проведения которой начинается каждый "Новый Цикл"
Отредактировано iddqd (22.07.21 11:27)