Выделю эти три практики для успокоения ума от Зулейки из новой книги Тайши Абеляр "Сталкинг двойника"/"Преследование с двойником" (перевод Зубастег). Практики для тех кто стремится остановить внутренний диалог. Мне лично понравилась визуализация черного круга.
******************
- Есть упражнения, которые ты можешь делать, чтобы переместить свое сознание на другую сторону, - сказала Зулейка.
- На другую сторону?
- К своему телу сновидения.
Она говорила таким мелодичным, мягким голосом, что я успокаивалась, просто слушая её.
- Когда ты спишь, ты должна позволить телу сновидения осознать себя. Для этого сначала посмотри на свои руки, а потом вставай с кровати и начинай двигаться. Или ты можешь найти во сне всё, что захочешь, например, объект, который ты созерцала в течение дня. Или же что-то конкретное, что тебе нужно. Другими словами, тело сновидения должно реагировать на твои команды. Преследование с двойником - это контроль твоих движений с определенным усилием, а не растрата энергии в безумном порыве.
- Как должна расходоваться энергия? - спросила я.
- Понемногу и гармонично. Постарайся продлить усилие своего сновидения как можно дольше, но всегда сохраняй энергию, чтобы ты могла проснуться и не заблудиться в тех местах, откуда ты не сможешь вернуться. Теперь я покажу тебе некоторые конкретные упражнения, которые ты сможешь выполнять.
----------------/ Упражнение со свечой /----------------
Она положил подушку на пол перед низким столиком из кованого железа и велела мне сесть по удобнее, скрестив ноги, если я захочу. В центре стола она поставила маленькую синюю свечу и зажгла ее. Моргнув на мгновение, желтое пламя превратилось в идеальный, неподвижный овал. Зулейка мягко дунула в пламя, заставив его моментально дернуться в сторону. Когда дуновение прошло, пламя распрямилось и снова стабилизировалось. Я внимательно следила за Зулейкой, чтобы не пропустить её урок.
- У всего есть две стороны, - сказала она, сидя в плетеном кресле с высокой спинкой. – Это касается и ума тоже. С одной стороны, он может думать, рассуждать и размышлять над собой, чтобы создавать и делать выводы. Другое качество ума - молчать, бездействовать и не думать. Мы все умеем рассуждать и размышлять о себе, но добиться тишины труднее…
Не вставая, она снова дунула на пламя. Я была удивлена, увидев, что пламя подскочило, как и раньше.
- Ум подобен этому пламени. Он подпрыгивает при малейшем волнении и трепыхается, когда его касается ветер, - сказала она. Мысли и желания подобны порывам воздуха; они активируют разум и заставляют его трепетать.
В непринужденной манере она объяснила, что есть два подхода к достижению умственной тишины. Она встала и охватила пламя кистью руки, сформировав частичный щит, а затем дунула снова. На этот раз пламя, защищенное её рукой, не трепыхалось.
- Один из подходов к тишине и покою - защитить ум от внешних волнений, которые могут его беспокоить. Ты делаешь это, дистанцируясь от разрушительных сил, которые угрожают твоему благополучию. Другими словами, ты уходишь и прячешься в глубине себя.
По словам Зулейки, второй метод труднее реализовать, так как он требовал более тонкого маневра, чтобы защитить разум не от внешнего воздействия, а от его собственного. В этом случае, поскольку мешающие стимулы исходят изнутри, нет возможности бежать или уйти в себя, так как сам ум возбужден и мечется. Следовательно, нужно остановить возбуждение, зафиксировав ум на какой-то точке, например, на изображении, идее или звуке, и таким образом сделать его неподвижным.
- Безмолвие - это продукт дисциплины и тренировок, - сказала Зулейка.- Это означает прекращение внутреннего диалога, сосредоточившись на одной точке, или расширение сознания, чтобы слиться с великой тишиной, существующей за пределами мысли.
Слушая ее речь, я почувствовала, как во мне воцарилась тишина, как будто это исходило не от ее слов, а от самого ее существа.
- Отсутствие беспокойства означает, что ничто не может отвлечь твое внимание от твоего центра, - сказала она, чувствуя мое душевное состояние. - Один из лучших способов добиться этого - посмотреть на светящийся или блестящий объект.
Она спросила меня, поняла ли я эти два подхода к безмолвию разума, которые, как она утверждала, на самом деле были методами пристального созерцания. Чтобы у меня небыло сомнений, она снова повторила всё об этих двух методах.
В первую очередь тело и разум ограждаются от мешающих раздражителей. Нужно удалить раздражители или удалиться от них. Это будет эффективным, когда разрушительные силы приходят извне. Во втором случае, когда разрушительные силы приходят изнутри, необходимо укреплять собственное тело и разум.
- Лучше использовать комбинацию обоих методов: удаление и фиксация, - сказала она. - Вот почему ты находишься в этом тихом доме, где тебя никто не беспокоит. Изучая техники пристального созерцания, ты должна отстраниться от внешнего мира. Но ты также должна уйти от мира, который ты носишь внутри себя, зафиксировав свой ум посредством практики пристального созерцания
- Что дает фиксированный ум? – спросила я.
- Только фиксированный или сосредоточенный ум дает тебе свободу приходить и уходить, когда тебе угодно.
Я сказала ей, что не понимаю, как фиксированный ум может позволить человеку двигаться. Казалось бы, противоречие. Зулейка осторожно подняла свечу и медленно подвигала ее из стороны в сторону, чтобы пламя не мерцало, но освещались разные области стола.
- Обратите внимание, что пламя не мерцает, но движется. Фиксированная и постоянная осознанность позволяет тебе видеть все, что угодно, двигаться в любом направлении, не вызывая беспокойства из-за того, что ты видишь или делаешь. Таким образом, ты можешь приходить и уходить куда угодно, но при этом контролировать ситуацию.
Зулейка поставила свечу на стол так, чтобы пламя было прямо на уровне моих глаз.
- Если твой ум не зафиксирован, и твои мысли скачут повсюду, все, что ты видишь, притянет тебя и повлияет на твое сознание. Тогда тебе придется бороться, чтобы освободить себя, прежде чем ты сможешь перейти к чему-то другому. И скоро на тебе будет столько всего навешано, что ты вообще не сможешь двигаться.
- Что тогда произойдет?
- Тебе придется перепросматривать свои действия, чтобы высвободить свою энергию, - сказала она. - Вот почему мы рекомендуем всегда перепросматривать события прошедшего дня, освобождая себя от их влияния и не позволяя строить новых энергетических связей.
Зулейка подчеркнула, что перепросмотр событий моей жизни в сочетании с дыханием, которому я научилась, может не только очистить связи с прошлым, но и поддерживать сознание в текучем состоянии в любое время дня. Освободившись, сознание можно сфокусировать и использовать на службе намерения или Духа, который управляет и дает нам жизнь.
- Мы должны использовать нашу осознанность, чтобы освободить сознание. Точно так же, как мы иглой вытаскиваем занозу из пальца. Однако, достаточно объяснений. Приступим к практике.
Зулейка приказала мне мгновение понаблюдать за свечой, а затем положить ладони на глаза и визуализировать пламя. На секунду я посмотрела на пламя, затем закрыла глаза и прикрыла их ладонями. Я увидела желтовато-зеленый круг, затем появилось золотое пламя, которое превратилось в яркое красно-оранжевое свечение. Вскоре пламя сменилось маленьким черным отверстием, образовавшимся перед моими глазами.
Зулейка сказала мне повторить упражнение по приствальному созерцанию пламени, а затем закрыть глаза ладонями. На этот раз красноватый свет, казалось, двигался вправо, и было трудно удержать его в центре моего внутреннего зрения. Она сказала, что я должена попытаться сдвинуть изображение пламени ближе или дальше от меня, при этом глаза должны быть попрежнему закрыты ладонями. Через некоторое время я смогла удерживать образ пламени и перемещать его ближе или дальше, используя силу своего разума.
- Эта практика пристального созерцания поможет тебе развить твою способность концентрироваться, - сказала Зулейка, когда я снова открыла глаза. - Точно так же, как магические пассы укрепляют твое энергетическое тело, контроль над разумом можно отточить с помощью техники пристального созерцания.
Она добавила, что визуализация света не только успокаивает мысли, но также активирует фундаментальный энергетический центр в задней части головы, укрепляя все тело. Она отметила, что при дальнейшей практике мне больше не нужно будет смотреть на свечу, я смогу увидеть пламя, просто закрыв глаза. Когда свет зафиксирован, я смогу сосредоточиться на одной точке, исключив все другие влияния.
- Это способ заставить ум замолчать, - сказала Зулейка. - Хотя ты активно концентрируешься, твой ум находится в покое, потому что он не разбросан в тысячах направлений.
----------------/ Упражнение с пером /----------------
Она объяснила, что наиболее стимулирующая форма отдыха - это не пассивный сон, в котором человек находится во власти тревожных сновидений, а активная и контролируемая концентрация, при которой человек обращает внимание только на бодрящий свет перед глазами. Она посоветовала мне встать и немного прогуляться, чтобы расслабить конечности, перед тем как перейти ко второму созерцанию. Когда я снова села на подушку, я увидела, что Зулейка положила на стол большое черное воронье перо.
- На этот раз я покажу тебе другой способ заставить ум замолчать, - сказала она. Сядь спокойно, дыши естественно и, не задумываясь, смотри на перо.
Она сказала, что мне следует концентрировать свое внимание на пере, до тех пор, пока я не сольюсь с ним. Она добавила, что таким образом можно слиться с любым объектом, который ты пристально созерцаешь, так что это уже не отдельная сущность, а что-то живое и имеет часть собственной энергии.
- Разве вы не знаете, что мир состоит из отдельных объектов? – спросила я.
Зулейка приподняла бровь.
- Правда? Объекты разделяются только тогда, когда мы о них думаем. Когда мы наблюдаем за ними, они сливаются в единое энергетическое поле, которое также включает и наши энергетические тела.
Она посмотрела на меня, чтобы увидеть, поняла ли я, то что она говорит. Я, должно быть, одарила ее глупым взглядом, потому что она добавила:
- Я только что открыла тебе секрет магии, а ты настаиваешь на том, чтобы принять это как обычное заявление. Подумай о том, что я сказала.
Некоторое время я молчала.
- Мне оно все еще кажется обыкновенным пером, - упрямо сказал я.
Зулейка покачала головой.
- Ты и оно едино. Там и здесь одно целое. Ничто не отделено от ничего.
Наблюдая за пером, я заметила, как мое дыхание стало более медленным и ритмичным. Оно опустилось мне в живот. Мои мысли исчезли, и я погрузилась в глубокую тишину. Казалось, Зулейка была права. Через мгновение перо осозналось и наблюдало за мной; оно излучала энергию в мою сторону, как будто осознавало, что я смотрю на него. У меня появилась ясная уверенность, что если я попытаюсь, то смогу заставить перо оторваться от стола и заставлю его парить в воздухе, потому что мы составляем энергетическое целое. Через некоторое время Зулейка посоветовала мне двигать головой небольшими кругами - это даст отдых глазам, которые начали слезиться от напряженного взгляда на перо. Она объяснила, что цель пристального созерцания заключалась не в том, чтобы пристально смотреть на объект, а в том, чтобы позволить глазам нежно ласкать объект, а он, в ответ, раскроется и направит к тебе свои чувства и знания.
- Слияние чувств наблюдателя и объекта, в результате которой возникает общая комбинация осознания и чувства взаимного доверия и привязанности, - сказала Зулейка.
Кроме того, она объяснила, что это чувство открытости и сочувствия является результатом прекращения внутреннего диалога и позволяет внутренней чувствительности перетекать и сливаться с тем, что ты созерцаешь.
- Выберите любой предмет, который тебе понравится, - сказала Зулейка. - Никогда не смотри на что-нибудь отвратительное или пугающее.
- Почему?
- Потому что, благодаря фиксированному созерцанию, ты открываешь центры в своем энергетическом теле, и энергия объекта входит внутрь тебя. Тоже самое, если ты в плохом настроении, то тебе не следует накладывать свои негативные чувства на окружающие тебя предметы, концентрируясь на них, независимо от того, являются ли они камнями, перьями или людьми.
Я дала отдых глазам, покрутив носом сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
----------------/ Упражнение визуализации /----------------
Когда я снова расслабилась, Зулейка дала мне третье упражнение, для фиксации моего ума, которое состояло в визуализации фигуры или формы.
- Какую форму я должен визуализировать? – спросила я.
- Подойдет всё, что угодно. - ответила она.
Она взяла мой альбом и нарисовала круг. В его центре она нарисовала круг поменьше и закрасила его черным. Она сказала, что всегда приятно визуализировать круг, потому что он представляет целостность вселенной, из которой ничего нельзя добавить или убрать. По ее словам, визуализация круга наполняет нас чувством целостности и благополучия, которое необходимо для радостного путешествия.
Зулейка сказала мне закрыть глаза и, двигая их по часовой стрелке, медленно и осторожно мысленно нарисовать круг. Затем, должно появиться ощущение, что я прыгнула в центр круга и на мгновение осталась там. Затем мне необходимо опять сосредоточить внимание на наружной части и снова начать вписывать круг и повторить процедуру проталкивания через центр. Зулейка объяснила, что круговое движение глаз и мысленный прыжок к центру круга следует повторять, пока я не смогу делать это с большой концентрацией.
Это упражнение оказалось сложнее предыдущего. Оно нагнало на меня сонливость. Я начала зевать и ерзать.
- Глядя внутрь себя на эту внешнюю форму, нельзя волноваться или позволять мыслям блуждать, - предупредила Зулейка. - Если ты отвлечешься, немедленно снова вернись к своей задаче.
Она объяснила, что прыжок в центр круга оказывает очень сильное воздействие на энергетические точки, расположенные за глазами. Толкание к центру круга помогает открыть коридор или дверь в потусторонний мир.
- А что по ту сторону ?! – хотела знать я.
Зулейка заколебалась.
- Может, все, а может, и ничего. Скоро ты убедишься в этом сама.
Она предложила мне продолжить выписывать круги, чтобы успокоить и укрепить ум. Она заверила меня, что, мягко, но твердо подталкивая себя к центру, я разовью твердость и невозмутимость, которые были необходимы для путешествия с энергетическим телом.