Предисловие: кто есть кто, и что есть что, Кори Донован

Веб-сайт Sustained Action, sustainedaction.org посвящен анализу и оценке наследия Карлоса Кастанеды, а также исследованию новых уровней осознания и расширенного восприятия.

Карлос Кастанеда.

Карлос Кастанеда - автор двенадцати книг, объявивший себя преемником магической линии, насчитывающей 27 поколений, последним лидером последней партии магов, последним "Нагвалем". Наследие Кастанеды состоит из книг, написанных им самим (первая книга, "Учение дона Хуана: путь знания индейцев племени Яки", впервые была опубликована в 1968 году), книг, написанными его ближайшими соратницами, Тайшой Абеляр и Флориндой Доннер-Грау, в которых они рассказали о своем собственном опыте общения с доном Хуаном и членами его группы, а также из серии публичных семинаров, посвященных, в основном, учению Тансегрити - системе "магических пассов", разработанных "магами древней Мексики", которые передавались по его магической линии из поколения в поколение.

Вскоре после публикации первых книг Кастанеды, у критиков возникли серьезные сомнения в подлинности изложенного в них материала. Появилось множество публикаций, в которых Кастанеда подвергся острой критике. В частности, авторы этих публикаций указывали на то, что некоторые эпизоды, описанные в книгах, имеют несомненное сходство с тем, что уже было изложено другими антропологами; что описания флоры и фауны Сонорской пустыни мало соответствуют истине; что его учитель, малообразованный индеец-шаман, легко оперирует сложными философскими концепциями и в своих рассуждениях подчас удивительно напоминает Ницше и Гурджиева.

Кроме того, критики отмечали множество несоответствий, содержащихся в книгах, расхождений в датах и в описаниях событий. В конце семидесятых - в начале восьмидесятых волна критики достигла пика, однако Кастанеда продолжал хранить молчание, и ни один из его оппонентов не удостоился ответа. В результате начал распространяться миф, что Кастанеда давно отрекся от всего, что написал в своих книгах, и поэтому не отвечает на нападки. На самом же деле, на протяжение всей своей жизни Кастанеда постоянно утверждал, что все его книги это не что иное, как попытка наилучшим образом изложить все то, чему его обучил дон Хуан и члены его партии магов.

И все же, после смерти Кастанеды, наступившей 27 апреля 1998 года (или примерно в это время), и, главным образом, после того, как 19 июня 1998 года о его кончине было, наконец, объявлено официально (в результате настойчивых звонков в прессу так называемого "приемного сына" Кастанеды, звавшегося одно время Карлтоном Джереми Кастанедой), на поверхность начали вплывать факты, породившие более чем когда-либо, серьезные сомнения в правдивости историй, рассказанных в книгах, в подлинности источников "учения дона Хуана", а также в том, кем были его ближайшие соратницы, объявившие публично о своей прямой связи с доном Хуаном и его группой.

"Ведьмы" и "Голубой Лазутчик".

"Ведьмами" называли трех женщин - Флоринду Доннер-Грау, Тайшу Абеляр и Кэрол Тиггс - которых Кастанеда в свое время объявил "другими ученицами дона Хуана". Термин появился где-то в начале девяностых, после того, как были опубликованы книги Флоринды и Тайши. Все трое часто появлялись на семинарах, которые начали проводиться с июля 1993 года, периодически выступали с лекциями, а Тайша и Флоринда участвовали в презентациях своих книг, а также давали интервью по радио и в прессе. Книга Флоринды "Сон Ведьмы" вышла в 1985 году.

И хотя, в основном, речь в ней шла о ее общении с венесуэльскими "curanderos", в книге также упоминалось о знакомстве Флоринды с неким "нагвалем" - "индейцем из северной Мексики", и, кроме того, в книге присутствовала Флоринда Матус, указаниями которой Флоринда руководствовалась во время своих приключений. В предисловии, написанной для этой книги, Кастанеда назвал Флоринду "коллегой", а также отметил, что оба они принадлежат "миру дона Хуана Матуса".

Вторая книга Флоринды, "Жизни-В-Сновидении", целиком посвященная истории ее отношений с доном Хуаном и его партией, вышла в 1991 году. В следующем году была опубликована книга Тайши Абеляр "Магический переход", также сопровожденная предисловием Карлоса Кастанеды.

Имя "Кэрол" и женщина-нагваль упоминались уже в ранних работах Кастанеды, однако более подробно о Кэрол Тиггс, о ее физическом исчезновении из этого мира и уходе во "второе внимание" примерно в тоже время, когда партия дона Хуана "зажглась огнем изнутри" в 1973 году, Кастанеда написал лишь в 1993 году, в книге "Искусство Сновидения".

В этой же книге появился и новый женский персонаж - "Голубой Лазутчик", существо из другой реальности, исследователь, плененный в мире неорганических существ, представший перед Кастанедой в образе шестилетней девочки, которую он сумел освободить, едва не поплатившись при этом жизнью. Рассказы о Голубом Лазутчике начали звучать на самых первых семинарах по Тансегрити в 1993 году, а сама она впервые выступила на семинаре в ноябре 1995. В дальнейшем, на семинарах она представлялась под разными именами, но все это время ее официальным именем было имя "Нури Александер".

Что такое Cleargreen.

Корпорация Cleargreen представляет собой чисто коммерческую организацию, созданную Кастанедой в 1995 году для организации и проведения семинаров по Тансегрити, а также для издательской деятельности. Подробнее об иерархической структуре Cleargreen и распределении капитала корпорации смотрите ниже в "Обзоре Договора о создании фонда Орла" и в "Хронологиях". Держателями акции Cleargreen были и остаются члены так называемого "внутреннего круга" Кастанеды.

Его ближайшие соратники (например, Тайша Абеляр и Флоринда Доннер-Грау) жили и работали с Кастанедой, по меньшей мере, с начала семидесятых. Название "Cleargreen" переводится как "чисто зеленый" и проистекает из описания "древними магами" энергетической структуры человека, которая, будто бы, когда-то была зеленого оттенка, в отличие от современного, ярко-белого.

Что такое "Воскресные сессии".

Началом так называемых Воскресных сессий послужила двухчасовая встреча с Кастанедой, состоявшаяся 10 сентября 1995 года. На встречу были приглашены около сорока человек, посетивших августовский трехнедельный расширенный семинар, прошедший в том же году. Каждому из них позвонила Кайли Ландал и пригласила на встречу лично. После этого встречи начали проводиться почти регулярно по воскресениям, и продолжались до середины 1997 года. Список приглашенных на эти встречи претерпевал как значительные, так и незначительные изменения, и в него входили, главным образом, жители Лос-Анджелеса.

Пара дюжин человек, составившие основное ядро этой "Воскресной группы", оставались ее членами от начала до конца. Главным образом, эти встречи были посвящены Тансегрити, причем движениям обучал не только сам Кастанеда, но и другие его сотрудники. Встречи часто открывались вступительными лекциями Кастанеды, в промежутках между занятиями по Тансегрити он рассказывал разные истории и давал практические советы.

Кроме того, Кастанеда, видимо, использовал воскресную группу в качестве полигона, на котором отрабатывал свои новые идеи относительно пути воина, которые в дальнейшем излагались на больших семинарах, а также проверял работу Трекеров, а позже - Элементов и инструкторов Тансегрити.

Занятия для членов группы были бесплатными, они должны были лишь оплачивать в складчину аренду помещений, и каждому это стоило около $10 в месяц. Кастанеда и раньше проводил подобные занятия с малочисленными группами, но такие группы, как правило, существовали не дольше нескольких месяцев. Воскресная группа просуществовала дольше всех, и некоторые ее члены, в последствии, стали инструкторами Тансегрити.

Последняя Воскресная сессия состоялась 15 июня 1997 года. Здоровье Кастанеды начало стремительно ухудшаться, уже был поставлен страшный диагноз - рак печени, начались приступы, и он принял решение распустить группу. Долгое время члены Воскресной группы не подозревали об этом. О роспуске группы было объявлено лишь в августе на одном из семинарах. Решение озвучила Флоринда, назвав создание Воскресной группы "идиотским" поступком, который привел лишь к тому, что члены группы начали считать Кастанеду своим "гуру".

Что такое "Вечерние сессии".

Вечерние встречи с Кастанедой проходили в разные дни, и их назначали в зависимости от того, удалось ли снять помещение, а также от состояния здоровья Кастанеды. В основном, встречи длились не более двух часов, и проводились по вечерам - в понедельник, среду, пятницу или субботу.

Обычно на встречах присутствовал лишь персонал Cleargreen, однако с октября 1996 года по апрель 1997 года на эти встречи стали приглашаться и некоторые участники Воскресной группы (некоторые из которых в последствии сами стали членами Cleargreen).

В отличие от Воскресных сессий, эти встречи были гораздо более информативными. На них Кастанеда обучал дополнительным сериям движений, давал различные комментарии и был более доступен для общения.

Завещание Карлоса Кастанеды