Интервью Найи Мюрез и Ренаты Мюрез, журнал El Despertador, март 2012 год

Calling in the Duende

Что такое Тенсегрити?

Практика Тенсегрити - это современная интерпретация пути воина, которому видящий-яки дон Хуан Матус учил своих четырёх учеников: Карлоса Кастанеду, Флоринду Доннер-Грау, Тайшу Абеляр и Кэрол Тиггс. Дон Хуан, который родился в Юме, штат Аризона и жил в Соноре, Мексика, был нагвалем или лидером группы видящих мужчин и женщин, линия которых берёт своё начало в Мексике более десяти тысяч лет назад. Дон Хуан описывал цель видящих как свободу восприятия-свободу воспринимать суть реальности-текучую, вибрирующую энергию, организованную осознающим нечто, что дон Хуан называл намерением.

Дон Хуан говорил своим ученикам что знание, которое он передал им относится к живой вселенной, к вселенной в которой энергия находится в постоянном движении-и, таким образом, им следует адаптироваться к своему времени в своих подходах к этому знанию. Следуя этому совету, Карлос Кастанеда дал имя Тенсегрити современному выражению того, чему дон Хуан учил своих студентов-наполняющим движениям, называемым магическими пассами, которым дон Хуан и видящие его линии учили своих учеников; практике пепепросмотра или обзора жизни; и сновидению-искусству использовать обычные сны и другие состояния осознания для путешествий (в терминах осознания). Все эти практики созданы для того чтобы помочь нам стать целостными-другими словами иметь постоянную связь с тем что дон Хуан называл телом сновиденеия, или энергетическим телом, двойником физического тела/существа, состоящим из энергии.

Тенсегрити это термин, взятый из архитектуры, который придумал архитектор, учёный, мыслитель и мечтатель [слово dreamer также значит сновидящий - пер.] Р. Бакминстер Фуллер. Фуллер наблюдал эффективные, способные к адаптации целостные структуры в природе, такие как деревья, например, или солнечная система, для того чтобы привнести эти качества в свои архитектурные творения. Карлос Кастанеда увидел что эти же принципы были в силе для магических пассов и других практик, которым его обучал дон Хуан; все они были направлены на то чтобы привнести это адаптирующееся, но целостное состояние во все аспекты человеческого существа-тело, мысли и эмоции, осознание и, в конце концов, в более полную общность: физическое и энергетическое тело-а также и в отношения человека с другими людьми, животными, растениями и деревьями, Землёй, планетами и звёздами.

Каково происхождение практики Тенсегрити?

Карлос Кастанеда был учёным-социологом-он проводил исследования в области "этноботаники" когда встретил дона Хуана. Он надеялся что дон Хуан научит его новому взгляду на растения, отличающемуся от его западного взгляда. Дон Хуан научил его другому взгляду на растения-и другому взгляду на мир, на то кто мы такие и какова наша цель здесь на этой Земле. Он написал об этой цели в своих двенадцати книгах-бестселлерах, в том числе "Учение дона Хуана" и "Магические пассы".

Какова эта цель?

Для дона Хуана этой целью было осознание. Все чувствующие существа на этой планете-растения, деревья, животные, люди, существуют как аспекты вселенной, познающей саму себя. Так что Тенсегрити-это практика осознания. Если мы хотим расширить своё осознание в этом путешествии, которое мы зовём своей жизнью, по словам дона Хуана, нам нужна энергия-энергия, которая приходит от перевода всех наших ресурсов в состояние целостности. Таким образом, все практики которым он обучал своих учеников, и которым они затем учили нас, подчинены этой цели.

Ученики дона Хуана чувствовали, что лучшим способом отплатить ему за его обучение будет поделиться этим со всеми кто интересуется. Так что они обучили нас, чтобы мы делились этим напрямую с другими людьми на семинарах и классах, в интернете и лично, при поддержке компании Cleargreen, преподавая магические пассы, танцы, музыку, театр и упражнения по исследованию себя, которым нас обучили. И сейчас мы начинаем обучать новых распространителей этого знания, чтобы они делились этими практиками в своих местных группах.

Можете ли вы объяснить нам как с точки зрения Тенсегрити понимается состояние благополучия?

Это прекрасный вопрос. Сначала давайте посмотрим что мы понимаем под благополучием. Для наших учителей благополучие означает способность чувствовать благоговение, то есть благодарность и удивление от всего что с нами происходит-неважно является ли это тем на что мы надеемся, или ожидаем, или нет. Другими словами, это означает иметь текучую целостность внутри себя, чтобы иметь возможность видеть неожиданные ситуации в более широком контексте, который выходит за границы того, что дон Хуан называл нашим "якающим умом", и достигает нашего истинного разума, разума нашего целостного существа. Таким образом, если с нами что-то случается, будь то кто-то перебежавший на красный свет, или официантка в ресторане, которая не обращает на нас внимания, или какой-то выигрыш, награда, или что-то ещё, вместо того чтобы жёстко пытаться противостоять тому что происходит, или, наоборот, почивать на лаврах, мы осознаём эти чувства, этот опыт, и мы адаптируемся.

Мы можем позволить этим чувствам течь и делать их работу, частью которой является сообщить нам находимся ли мы в данный момент в состоянии целостности с собой и другими. Например, мы позволяем нашему естественному страху остановить нас перед тем как идти через перекрёсток; и мы позволяем нашей злости на водителя прокатиться через нас, и мы можем увидеть что на самом не уделили достаточно внимания этому перекрёстку; или мы принимаем свои чувства печали и злости от того что официантка, похоже, совсем не обращает на нас внимания, и мы можем мягко напомнить ей о себе, заметив как она устала в этот поздний час; или мы предоставляем возможность бурлить нашей радости от того что нас поздравляют, одновременно поздравляя и благодаря тех людей которые нас награждают, а также всех тех, которые помогали нам одержать нашу победу.

Бакминстер Фуллер указывал, что если мы посмотрим на структуру тенсегрити, например, у деревьев, мы сможем увидеть, что если начинает дуть сильный ветер и дерево замерзает в состоянии жёсткости, его ветви могут сломаться. Однако, в большинстве случаев воздушная и водяная гидравлическая система внутри дерева позволяет ему гнуться и адаптироваться под давлением, вместо того чтобы ломаться.

Интересно, что современная психиатрия говорит о похожем феномене в нашей психике. Психиатр и писатель Daniel Siegel предполагает что работа нашей психики и эмоциональное благополучие можно описать в терминах того что математики называют "комплексными системами", которые требуют для своего функционирования как разделение, так и единство всех своих составных частей. Он приводит пример хора-если мы все поём одну и ту же ноту, мы объединены, но не различимы. Такой системе недостаёт гибкости. Если мы заткнём уши и будем одновременно петь разные ноты, то различие появится, также как и хаос. И только если мы поём вместе в гармонии, то получается целостная система.

В наших эмоциях мы тоже имеем либо жёсткость либо хаос, учёные сейчас утверждают что это влияет и на наше умственное и на наше физическое состояние; не может быть ясного разума или действительно здорового тела без целостных эмоций. Dr. Daniel Siegel ссылается на гарвардское исследование, согласно которому мозг детей, подвергающихся насилию не только меньше чем средний, но в нём также поражены участки, отвечающие за целостность- гиппокамп или мозолистое тело. Выводы этих учёных совпадают с выводами психиатров-травмы блокируют целостность, здоровые отношения её развивают. И как указывал дон Хуан, наш внутренний диалог также оказывает эффект на всё наше существо.

И это подтверждают результаты других исследований-Dr. Candace Pert и другие ведущие учёные в сфере психонейроиммунологии показали, в рамках своих исследований работы нейропептидов, что иммунная система и наше метальное/эмоциональное состояние тесно связаны.

И похоже что здоровое тело-это то, что принимает любые чувства, без того чтобы заиграться с ними или застрять в них или оценивать их как "хорошие" или "плохие". Для наших учителей, это именно то что мы хотим достичь-быть способными слушать и принимать всё что происходит-внутри или снаружи. Так часто в группах работы с осознанием существует молчаливое убеждение, что мы должны отрицать или игнорировать некоторые части нас или наших чувств. Например, если мы практикуем движения и чувствуем боль, мы можем решить что нужно потерпеть и продолжать двигаться вместе с другими. Или, если мы чувствуем злость или (прости господи) зависть, или какое-то другое чувство которое нас научили отрицать, мы стараемся его подавить и выдавить из себя вежливую улыбку.

Таким образом, практика Тенсегрити-это искусство текучести и постоянной целостности. Она включает в себя искусство перепросмотра или обзора наших жизней с помощью подметающего и распутывающего дыхания, отслеживая потоки энергии и эмоций нашей повседневной жизни так что мы узнаём себя и свои поведенческие шаблоны в степени, достаточной для того чтобы понять где мы застреваем в наших мыслях и эмоциях, а также где мы текучи-узнаём как можно больше об этих состояниях-включая то как мы выражаем их-как мы дышим, что происходит с нашим телом-сжимаем ли мы челюсти от злости? Сжимается ли наша грудь от зависти и расширяется ли от радости?-так что мы можем регулировать и учитывать это в любой ситуации и взять на себя ответственность за свой вклад в то что происходит-и позволить другим взять ответственность за их часть. Если мы признаём свою часть ответственности в ситуации, мы получаем возможность адаптироваться к ней и сотрудничать с другими.

Эта способность организовать хор жидкостей, мозгов и костей наших тел в стройный концерт, у каждого по-своему уникальный, и способный, объединившись с другими, создать симфонию, является тем, что зовут нашим "другим"-энергетическим телом. Это объединённое состояние пребывания одновременно в теле и душе, которое можно сравнить с достижением дуэнде*-силы по-настоящему ощущать полный диапазон эмоций и выражать эти глубокие чувства, которые, как говорил Федерико Гарсиа Лорка, приходят из самой Земли и через наши ступни зажигают наши вены, наши сердца, наши глаза и наши голоса, всё наше существо, и могут зажечь всю комнату, всю семью, весь лес, весь город весь мир… всё сразу как единое целое.

Nyei Murez и Reni Murez-ученики Карлоса Кастанеды и давние инструкторы Тенсегрити

* - Дуэнде - это термин из фламенко, который означает страсть и волшебство, которое возникает при совместном исполнении музыки и танцев, это колдовство и магия, дух который касается исполнителей и зрителей.

===========================================================

Calling in the Duende, Интервью Найи Мюрез и Ренаты Мюрез (март 2012, журнал El Despertador)

What is Tensegrity practice?

Tensegrity practice is a modern interpretation of the "warrior-traveler's way" that Yaqui seer don Juan Matus taught his four students: Carlos Castaneda, Florinda Donner-Grau, Taisha Abelar and Carol Tiggs. Don Juan was born in Yuma Arizona and lived also in Sonora, Mexico, and was the nagual or leader of a group of men and women seers whose lineage began in Mexico more than 10,000 years ago. Don Juan described the goal of the seers of his lineage as the goal of freedom of perception-freedom to perceive the essence of reality-flowing, vibrant energy, organized by an intelligence that don Juan called intent.

Don Juan told his students that the knowledge he was passing on to them pertained to a live universe, a universe in which energy is in constant flux-and therefore they should adapt to their time, in the way they approached this knowledge. Following this, Carlos Castaneda gave the name Tensegrity practice to the modern expression of what don Juan taught his students-the energizing magical passes movements that don Juan and other seers of his line taught them, the practices of recapitulation or life review, and dreaming-the art of using ordinary dreams, and other states of awareness as means to travel, in terms of awareness. All of these practices are designed to help one to be complete-in other words to have a conscious connection with what don Juan called the dreaming body, or the energy body, a twin to the physical body/being, made out of energy.

Tensegrity is a term borrowed from architecture, coined by architect, scientist, thinker, and dreamer R. Buckminster Fuller. Fuller observed an efficient, adaptable integrity in structures in nature, such as trees, for example, or our solar system, a quality that he sought to bring to his architectural structures. Carlos Castaneda saw that this principle was at play in the magical passes movements and all the practices that don Juan taught him; all were geared to bring this adaptive yet integrated state into all aspects of one's being-one's body, one's thoughts and emotions, one's awareness, and ultimately one's overall being: body and energy body-as well as one's relationships with other humans, animals, plants and trees, the earth, planets and stars.

What are the origins of Tensegrity practice?

Carlos Castaneda was a social scientist-he was doing anthropological field research in an area called "ethnobotany" when he met don Juan. He was hoping don Juan would teach him about a cultural view of plants that was different from his own western view. Don Juan taught him about a different view of plants-and a different view of the world, of who we are, of what our purpose is here on this earth. He wrote about that purpose in twelve bestselling books, including the Teachings of don Juan, and Magical Passes.

What is that purpose?

For don Juan that purpose is awareness. All the sentient beings on this planet, the plants, the trees, the animals, the humans, are here as aspects of the universe, expanding its awareness of itself. So Tensegrity practice is a practice of awareness. If we want to expand our awareness in this journey of life, don Juan said, we need energy-energy that comes from bringing all our resources to a state of integration. So all the practices he taught his students, and which they taught us, were for this purpose.

They felt that the best way to honor what don Juan taught them was to share it with everyone interested. So they trained us to share this directly with others through seminars and classes on the web and in person, sponsored by Cleargreen, Incorporated, where we share the magical passes movements and dances, music, theater and self-inquiry practices that were taught to us. And we are now training new facilitators to share these practices with their local groups.

Can you explain to us how one understands from the point of view of a tensegrity structure or a Tensegrity practice the concept of well-being?

That's a great question. First we have to look at what we mean by well-being. For our teachers, well-being means the ability to feel awe, meaning appreciation and wonder at whatever comes our way in terms of experience-whether it's what we were hoping for, or expecting, or not. It's having, in other words, a fluid integrity within our own being, to see the unexpected in a larger context, one that goes beyond the confines of what don Juan called the "me-me mind" and accesses the true mind, the mind of our integrated being. So if something comes our way in life, be it someone running a red light, or a waitress who seems to be ignoring us in a restaurant, or winning an award, or what have you, rather than rigidly attempting to resist or deny what is happening, or conversely to indulge in the feelings it brings up, we are present to those feelings, and to the experience, and we adapt. We can let those feelings flow, and do their job, part of which is to tell us when we are in or out of a state of integration with ourselves and others. For example, we let our natural fear stop us from walking out into the intersection; and we let our anger at the driver wash over us, and then we can see we weren't really paying attention as we were walking up to that intersection; or we acknowledge that we are feeling sad or angry that the waitress doesn't seem to care about us, and then we might be able to soften our demeanor with her, seeing she might be fatigued at this late hour; or we give space to our joy at being acknowledged by others who gave us the award, at the same time appreciating and acknowledging them, and those who helped us along the way.

Buckminster Fuller points out that if we look at a tensegrity structure, such as a tree, we can see that if a strong wind comes along, and the tree happens to be frozen into a state of rigidity, its branches might snap. However, under most conditions the tree has a flowing hydraulic system of water and air inside of it that allows it to bend and adapt under pressure, rather than break.

Interestingly, modern psychiatry talks about a parallel phenomenon in our own psyches. Psychiatrist and author Daniel Siegel proposes that the operation of our psyches and emotional well-being can be compared to that of what mathematics calls "complex systems," which require both differentiation and integration of their separate components. He gives the example of a choir-if we sing all together the same note, well, we are integrated, but not differentiated. The system is rigid. If we plug our ears and all sing at the same time, there is differentiation, but the system is in chaos. If we sing together in harmony, now we have a functioning integrative system.

If our emotions were either rigid or in chaos, science is now stating, this will reflect in our mental and physical states; and there is no "clear mind" or truly healthy body without integrated emotions. Dr. Daniel Siegel cites a Harvard study where chronically abused children's brains were not only smaller than average, but the specific regions of brain that were damaged were the integrative ones-hippocampus or corpus callosum. Conclusions of those scientists are consistent with psychiatrists-trauma blocks integration, healthy relationships promote integration. And as don Juan pointed out, our internal dialogue is going to have its effect on our whole being and experience.

And this is bearing out in other research in neuroscience-Dr. Candace Pert and other leading neuroscientists in the field of psychoneuroimmunology are demonstrating, through their study of the operation of neuropeptides in our systems, that indeed our immunity and our mental/ emotional states are intimately connected.

And it seems that a healthy body is one that acknowledges all the feelings, without needing to act them out or get stuck indefinitely in any of them-or judge them as "good" or "bad." For our teachers, this is what we want to do within our own beings-to be able to listen and acknowledge what is going on internally as well as externally. So often in "awareness" groups or fields, there is the tacit belief that we should deny or ignore certain parts of ourselves, or our feelings. For example, if we are in a movement class, and we feel pain, we might think we should ignore that and just "keep up" with the others. Or if we feel anger, or (heaven forbid) jealousy, or any other feeling we might have learned to deny, we try to stuff it down and paint on a polite smile.

So Tensegrity practice is the art of that fluid and sustained integrity. It includes the art of recapitulation-of reviewing our lives with the aid of sweeping, expansive breathing, tracking the flow of energy and emotion in our day-to-day experience so that we know ourselves and our patterns well enough to know where we get stuck in our thinking and emotions, as well as where we are flexible-knowing as much as we can about those states-including how we embody them-how do we breathe, what happens in our body-do we get a tight jaw with anger? Does our chest sink with envy, and expand with joy?-so that we can adjust, and account for ourselves in any situation, and take responsibility for our part in what is happening-and let others take responsibility for theirs. If we acknowledge our own responsibility in a situation, then we have ability to adapt, coordinate, and cooperate.

This ability to bring the choir of all the fluids, marrow, and bones of our bodies into concert, to form a true individual unique choir that, joined with others, becomes a symphony, is what calls in our "other self"-the energy body. It's an integrated state of being fully in one's body and soul that can be compared to the arrival of the duende-the power to truly feel the full range of emotion, and express that deep feeling, which as Federico Garcia Lorca said, come from the very earth and sky themselves and goes into our feet, lights up our veins and our hearts and eyes and our voices, our very being, and can light up a whole room, a whole family, a whole forest, a whole city, a whole world… one being at a time.

Nyei Murez and Reni Murez are students of Carlos Castaneda and longtime Facilitators of Tensegrity® Practice.