Интервью Риты Зандау с инструкторами Тенсегрити Ренатой Мюрез и Найи Мюрез
Опубликовано в интернет-журнале Sein, Ноябрь 2011.
В 70х книги Карлоса Кастанеды о его обучении у Шамана-яки, дона Хуана, породили множество последователей. Но кто в действительности понимал эти книги? Истина ощущалась на их страницах, но опыт, пережитый Карлосом Кастанедой, был далек от опыта повседневной жизни. Но благодаря Тенсегрити, Кастанеда оставил после себя систему духовных практик, которая ведет к самому сердцу учений дона Хуана.
Что такое Тенсегрити?
Тенсегрити – это современное выражение “пути с сердцем”, которому дон Хуан Матус обучал своих четырех учеников: Карлоса Кастанеду, Флоринду Доннер-Грау, Тайшу Абеляр и Кэрол Тиггс. Дон Хуан был индейцем яки – видящим, жившим в Юме, штат Аризона, и в Соноре, Мексика, который происходил из линии видящих, берущей свое начало в Мексике более 10 000 лет назад. Дон Хуан сказал, что цель этой линии – свобода восприятия, свобода воспринимать энергетическую основу всего, что существует, и его формирование осознающей себя силой или осознанием, которую он называл намерением.
Кто такой Карлос Кастанеда?
Карлос Кастанеда был ученым в области социальных наук, проводившим полевые антропологические исследования, когда он встретился с доном Хуаном, и написал о своем обучении у него множество книг, среди которых: Учения дона Хуана, Путешествие в Икстлан, и более поздняя – Магические Пассы. Можно утверждать, что работы Кастанеды, действительно являются частью основы нового поколения исследований вглубь осознания, и понимания того, чем мы являемся как человеческие существа, и какая наша цель пребывания на этой планете.
Для дона Хуана эта цель состояла в расширении самого осознания, которое включает признание того, что мы глубоко соединены со всем существами – другими человеческими существами, деревьями, растениями, животными – растениями и звездами – все из которых, по мнению видящих линии дона Хуана, наполнены осознанием, сознанием, и для того, чтобы стать полноценным человеческим существом, мы должны признать наличие сознания у других существ.
Какая основная идея стоит за Тенсегрити?
Тенсегрити – это практика признания этой взаимосвязанности всех существ. Слово тенсегрити было взято у архитектора, изобретателя и сновидящего Р. Бакминстера Фуллера. Это слово представляет собой комбинацию двух слов – tensional integrity или напряжение и целостность – а также является описанием принципов, которые работают в природе, которые Фуллер применял к архитектурным структурам, таким как геодезические купола.
Он увидел, что целостность природных структур связана с их “элементами, работающими на растяжение”: другими словами, именно гибкие части природной структуры придают ей форму, гибкость и адаптируемость. Отличный пример – деревья: дерево действует как гидравлическая система, в которой вода и газообразные вещества внутри дерева придают ему гибкость, распределяя внутреннее давление по всему дереву таким образом, что его ветви могут гнуться на ветру, не ломаясь.
Итак, Карлос Кастанеда дал название Тенсегрити современной адаптированной версии практик, которым дон Хуан обучал своих четверых учеников. И мы, его ученики, вместе с нашими соратниками, обучали физическим движениям и практикам осознания Тенсегрити на классах и семинарах по всему миру, вместе с нашими учителями с 1993 года, и затем, под их руководством, начиная с 1998.
Какие практики есть в Тенсегрити?
Тенсегрити учит постепенному расширению осознания тремя основными путями:
Магические пассы – это положения и движения тела, и дыхание, открытые видящими линии дона Хуана. Эти пассы помогают нам собирать энергию, настраивая наши энергетические поля, которые, согласно видящим, окружают и текут через тело и по самому телу.
Перепросмотр или упражнения по “отслеживанию” – прямой перепросмотр ключевых сцен из наших жизней, который сопровождается определенным дыханием. Для видящих линии дона Хуана, дыхание и тело тесно связаны с восприятием человека. Расширение дыхания помогает расширить восприятие первоначального опыта и связанной с ним истории.
Практики сновидения – искусство видеть и действовать в моменты открытия, в начале новых возможностей, как в состоянии бодрствования, и в состоянии сна.
Как вы выбираете тему и наполнение семинара?
Мы исследуем энергию, исследуем тенденции, которые наблюдаем среди практикующих. И наше путешествие привело нас к чему-то, о чем нам еще раньше говорил Карлос Кастанеда – посмотрите на свою историю. Дон Хуан подводил Карлоса Кастанеду к этому – о чем Кастанеда написал в своей книге Активная Сторона Бесконечности – чтобы действительно “попасть в яблочко” в своей истории, вам нужно будет предпринимать усилия всю свою жизнь, чтобы пересмотреть то, чему вы научились на каждом из пережитых вами опытов – и какими были действительно самые яркие переживания, моменты и встречи, открывшие для вас двери. Это искусство и суть перепросмотра, которое помогает нам привнести 100% нашей энергии и осознания в самые важные моменты из когда-либо существовавших: в сейчас.
Дон Хуан указал на то, что, если вы не осознаете, какая у вас история на самом деле, вы рассказываете себе неточную, или неполную историю – и эта история руководит вашей жизнью. Возможно, одно из самых проницательных современных отображений такого подхода, на коллективном уровне, изображено в фильме Леонардо Дикаприо Одиннадцатый Час.
В этом фильме появляются эксперт за экспертом, обращая наше внимание на то, что чрезмерное потребление – это наша поверхностная и разрушающая попытка заполнить духовную пустоту, которым руководит история или вера в то, что нам себя “не достаточно”, и что каким-то образом “где-то там” существует нечто, что заполнит то, чего в нас не хватает.
Почему мы, как вид рассказываем себе такую историю? Дон Хуан рассказал, что человеческое состояние было функцией того, что он называл точкой сборки – нашей точкой ориентации во вселенной. Видящие этой линии увидели, энергетически, что точка сборки человеческих существ была зафиксирована в положении “я”, точке чрезмерной саморефлексии – опустошающем и разрушающем положении, которая отгоняет от нас нашего энергетического двойника, которого дон Хуан называл телом сновидения или энергетическим телом. Не удивительно, что мы чувствуем, что нам чего-то не хватает! Чего не хватает – это тебя самого, говорили нам наши учителя – твоего полного присутствия, позволяющего тебе соединиться со вселенной, с Духом.
По его словам, отличной новостью был тот факт, что, если человеческие существа соберут энергию и будут поддерживать свое намерение, они смогут сдвигать свою точку сборки во множество других возможных положений – и одновременно призывать свое энергетическое тело. Видящие этой линии называли эту способность искусством сновидения, а дон Хуан сказал, что если человеческие существа собираются выжить, то им придется эволюционировать – им придется сдвигать свою точку сборки из положения саморефлексии. Другими словами, пришло время для человеческих существ начать рассказывать новую историю, и сновидеть новый способ существования!
Это усилие, которое начинается с отдельного человека. Это другой аспект феномена Тенсегрити, который подчеркивали наши учителя – они говорили, что это как принцип Сотой Обезьяны – обезьяна на острове начинает использовать какой-то инструмент, чтобы доставать муравьев из земли. Другие обезьяны видят это и следуют ее примеру. Критическая масса достигается, когда сотая обезьяна из группы обезьян с этого острова начинает использовать этот инструмент. И каким-то образом одна обезьяна из группы обезьян с соседнего острова, которые не видели этих обезьян, тоже начинает делать это.
Наш учитель сказал, что осознание работает таким образом – оно нелинейно. Поэтому в счет идут наши индивидуальные действия. Всё, что мы делаем, действительно служит человечеству, служит всему сущему. Каждый вздох, каждое действие каждого из нас может быть шагом вперед для всех нас. Многие люди из разнообразных культур, областей и регионов начинают понемногу осознавать это.
Именно на этом мы будем фокусироваться на предстоящем семинаре по Тенсегрити в Берлине: Какую историю вы рассказываете себе и другим? Что вы озвучиваете? Как вы можете изменить или раскрыть эту историю, чтобы сновидеть новый, более всеобъемлющий способ существования – для себя и для других существ, живущих с вами на нашей Земле?
Какие научные принципы служат основными предпосылками в Тенсегрити?
Во-первых, давайте посмотрим на то, что такое ученый. Карлос Кастанеда был ученым в области социальных наук и проводил полевые исследования в области антропологии, когда встретил дона Хуана в Ногалесе, штат Аризона. Он подумал, что дон Хуан может стать его информатором для этих полевых работ. Тем не менее, его информатор стал его учителем, поскольку Карлос постепенно осознавал, что ему пришлось выйти из роли кажущейся “объективности”, и приблизиться к тому, в чем дон Хуан предлагал ему убедиться на собственном опыте – ему нужно было совершить скачок осознания и делать на практике то, о чем дон Хуан рассказывал ему, если он когда-либо собирался начать воспринимать мир дона Хуана. Вместо наблюдателя ему пришлось стать участником.
И это большой вызов для ученых. Есть записи об экспериментах подобного рода Джона Уиллера, что также наглядно демонстрирует, что ученый в обязательном порядке становится участником эксперимента.
Карлос Кастанеда столкнулся с этим, работая с доном Хуаном. В своей книге «Активная сторона бесконечности», в посвящении двум профессорам, которыми он восхищался и любил, которые подтолкнули его к тому, чтобы начать это полевое исследование – Клементу Мейгану и Гарольду Гарфинкелю – Кастанеда пишет: «Последовав их наставлениям, я с головой ушел в полевое исследование, из которого я уже никогда не вернулся. Если мне не удалось выполнить задачи духа их учения, что ж, пускай. Я не смог. Сила гораздо большая, чем я сам, сила, которую шаманы называют бесконечностью, поглотила меня еще до того, как я сформулировал четкие социально-научные предпосылки».
Тем не менее, дон Хуан, пользуясь своим статусом учителя, подталкивал своего ученика довести образование до конца — точно так же, как наши учителя подталкивали нас к этому же. Они говорили нам, что Тенсегрити – это не попытка уйти от мира. Это скорее путь полного присутствия в мире, не попадаясь на удочку задач этого мира. Если ты действительно хочешь пройти мимо определенных социальных или интеллектуальных обязанностей, – говорили нам наши учителя, – тогда ты должен знать, что это за обязанности. К тому же, ум нужно тренировать. Если вы действительно хотите сновидеть, прикоснуться к неизвестному, то вы должны уметь концентрироваться, думать связно и последовательно, быть в состоянии проследить ход мысли или вопроса. Если вы можете делать это здесь, в дневном мире, тогда у вас получится делать это и в сновидении. Если вы не можете сделать этого здесь, тогда ваше сновидение будет хаотичным, бессвязным.
Эту интеграцию между дневным миром и сновидением наши учителя описывали, как способность путешествовать между тоналем – все материальное, о чем мы можем договориться и что мы можем обсуждать – и нагвалем – тайна, которую можно ощутить, пережить, но которая лежит за пределами понимания. Они описывали это как объединение Я и энергетического тела, и говорили, что это и является ядром и невыразимой целью этой древней традиции: жить в физическом здоровье, в ясности ума, эмоциональной цельности, вдохновенно и руководствуясь той гораздо большей силой вселенского разума и любви, которую видящие называют намерением или Духом.
То, что объединяет эти два мира, это осознание. Квантовая физика сейчас говорит о том, что существует общее «поле». Видящие говорят, что осознание – это среда, в которой мысль перемещается мгновенно — быстрее скорости света или скорости нейтронов! Для видящих мы являемся продолжением Вселенной, и по мере того, как мы начинаем осознавать самих себя, Вселенная начинает осознавать себя через нас.
Какой опыт получает человек, практикующий Тенсегрити, и как практика влияет на его жизнь?
Самое поразительное, что мы наблюдали среди практикующих, это то, что люди приобретают уверенность в себе, концентрацию и настойчивость в том, чтоб действительно следовать пути с сердцем в своих собственных жизнях, будь то работа с детьми и преподавание путем организации встреч со спасенными животными, как например, делает один из наших практикующих, или быть матерью, женой и океанографом, как делает другая практикующая, или делать свой вклад в качестве специалиста по спасательным операциям, или быть талантливым иллюстратором, или художником, или осознанным родителем и членом семьи, или реализованным и счастливым музыкантом – это лишь некоторые из областей, в которых мы видели рост наших практикующих. Все они, разными словами, говорили нам о том, как используют принципы и практики Тенсегрити в своей ежедневной деятельности — сбавляют скорость, чтобы немного подышать, делают паузу вместо того, чтобы эскалировать конфликт, когда проводят спасательные работы или когда успокаивают сонного ребенка, или когда демонстрируют новые возможности проблемному подростку, или когда «сновидят» новую иллюстрацию или музыкальную композицию.
Мы очень много видим и слышим о том, как люди изменяют свои истории, и тем самым, свои отношения с коллегами по работе, с родителями, семьями и друзьями – и главным образом, с самими собой.
Где в сегодняшнем обществе вы видите место Тенсегрити и магических пассов?
Тенсегрити прагматично и слаженно подводит нас к тому, чтобы воспринимать себя в первую очередь и главным образом как энергию, организованную намерением Вселенной — мы содержим в себе нашу связь с намерением. И когда мы хотим настоящих перемен в своей жизни, нам нужно знать свои настоящие убеждения и поступки, как мы влияем на других — и видеть, как мы воплощаем свои убеждения в своей жизни. Наши учителя давали нам делать много разных упражнений, чтобы мы увидели, насколько наш шаблон дыхания является отражением нашего сознания, и наоборот. Только подумайте осудительную мысль: «Мой сосед – идиот, точно такой же как и мои братья, когда я был маленьким». А теперь заметьте, как вы дышите – дыхание открытое или сжатое и поверхностное?
И теперь попробуйте изменить это дыхание, подышите в живот, расслабьте хотя бы один слой напряжения, и попробуйте, сохраняя такое открытое дыхание, удержать в голове ту же самую осудительную мысль. Получается? Мы обнаружили, что это никак не получится. Мысли меняются. «Мой сосед слушает музыку, которая не является моей любимой. Мои братья делали точно так же, когда я был ребенком. Сейчас я больше не ребенок. Вероятно, я могу попросить своего соседа слушать музыку немного тише. Или, поскольку он ее играет только раз в месяц, я могу просто улыбнуться и позволить ему так ее послушать. Или, может быть, я могу спросить соседа, устраивает ли его громкость, с которой слушаю музыку я», и так далее.
Тенсегрити исследует это с помощью практичных и доступных способов, с помощью упражнений, которые направляют нас и помогают нам осознавать лучше, как мы живем, благодаря нашим историям, и как мы можем расширить разнообразие этих историй и весь наш опыт вообще.
Как все это соотносится с темой грядущего семинара? Что означает Пернатый Змей? Этот семинар касается сновидения, как его описывал Карлос Кастанеда?
Да, все наши семинары касаются «сновидения». Для наших учителей сновидение это что-то, что мы делаем все время, поэтому цель состоит в том, чтобы все время осознавать это и иметь выбор, что именно сновидеть.
Этот семинар называется «Песня Пернатого Змея: сновидеть новое осознание в текущем году, в 2012 и далее» и сфокусирован на осознании той «истории», которую мы, возможно, приняли для себя в какой-то момент после рождения, которую мы ежедневно рассказываем себе на самом глубинном уровне, и которую выражаем в своих действиях, делая ее привычкой, чтобы затем сместить этот взгляд и, возможно, увидеть более широкую и всеобъемлющую «историю» — такую, которая будет содержать в себе элемент нагваля, или тайны, которая всегда присутствует в наших жизнях в течение всего пути. Пернатый Змей – это вдохновение для таких поступков, поскольку является воплощением мифа-трансформации существа, которое сочетает в себе землю и небо, материю и дух, Я и энергетическое тело – чтобы мы все могли затем написать новую, более полную версию данной нам истории и жить нашу жизнь более сильными, более осознанными.
Найи Мюрез и Рени Мюрез с давних пор являются ученицами четырех учеников дона Хуана: Карлоса Кастанеды, Флоринды Доннер-Грау, Тайши Абеляр и Кэрол Тиггс, и являются инструкторами/ведущими Тенсегрити – современной версии пути воина-путешественника, искусства дыхания, движения, самоосознавания и благосостояния, которому дон Хуан обучал своих учеников.