Карлос Кастанеда в литературоведении и критике
Цель работы
Отображение субъективного восприятия автором работы нетрадиционных философских подходов к идеям восприятия и осознания окружающего мира, способами, предложенными Карлосом Кастанедой в своих работах.
Мы ставим перед собой задачей попытку творческого критического сравнения представленных взглядов с обще принятыми устоями для нашей социальной среды. При этом, фактически опираясь на доминирующую невозможность четкой разграниченности или классификации положений, выводимых из работ Кастанеды.
Новаторство работы
Эзотерическая художественная литература сама по себе предусматривает рассмотрение малоизученных вопросов в области философии, литературоведении, религии и прочих гуманитарных дисциплин. Произведения Кастанеды могут по праву лидировать среди художественно-мистической литературы мирового фонда.
Несмотря на большое количество рецензий на его творчество, большинство из них имеют характер узко специализированных мистических или практикологических очерков, которые рассматривают его идеи в рамках своих идейных традиций и не являются в большинстве своём объективными научными исследованиями. Поэтому данная работа является творческой и базируется, в основном, на текстах первоисточника и комментариях к изданиям.
Актуальность
Произведения Кастанеды излагаются литературным и метафорическим языком, настолько метафорическим, что понимание Кастанеды обусловлено, в первую очередь той точкой зрения, на которой находится читатель; он, другими словами, извлекает из этих произведений то, что он хочет извлечь.
Поэтому часто оказывается, что люди, прочитав Кастанеду, не находят в нем ничего интересного, или, наоборот, проецируют его мысли на какую-то отрицательную ось, называя его "черным магом" или еще чем-нибудь в этом роде, противопоставляя другим каким-то культурным ценностям.
Для чтения Кастанеды очень важна интерпретация. Учитывая то, что его творчество сейчас приобретает все большую популярность у нас в стране, актуальность подобных интерпретационных посылок очевидна.
Введение
Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Все остальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы.
Кастанеда тщательно сохранял "тайну личности", практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом.
Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать. Карлос Сезар Арана Кастанеда (предположительно, таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки.
Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - "Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки", опубликованная в 1968 году.
Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - "растаял подобно туману". Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе.
Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.
Имя Карлоса Кастанеды хорошо известно во всем мире, оно неотъемлемо принадлежит мировой культуре. Уже первое его произведение, вышедшее в 1968 году, "Учение дона Хуана: путь познания индейцев яки", о котором собственно ниже и пойдет речь, имело по оценкам того времени фантастический успех: было продано триста тысяч экземпляров книги. Книги Кастанеды породили целое направление в литературе, они были переведены на семнадцать языков.
С того самого момента, когда человеческий разум осознал существование окружающего мира, этот мир стал интересовать его намного меньше, нежели наличие миров иных, тайных, трудно доступных ему либо вовсе для него закрытых. Сработала генетически заложенная животная жадность: всего побольше, в том числе и знаний.
Человек ринулся искать эти реальности всюду, призвав на службу этой цели все свои качества и способности. Причин подобного поиска внутри каждой личности настолько неосягаемое множество, что все их можно сложить в одно объединение, и конгломерат этот называется "человек", со всей своей многофункциональностью, своеобразностью, разносторонностью интересов и возможностей. Человеческая природа - вот что породило этот поиск.
Каждая ступень развития человеческого социума особенностями своих экономических, политических, психологических и др. аспектов обусловливала своеобразную модель оговоренного поиска и концепцию параллельной реальности.
Так, например, мифология отображает человека, угнетенного страхом перед природными явлениями, осмысливавшего мир на базе "безвопросно" сформированных представлений, изображавшего богов "декоративно-прикладным" методом. Мифология создает первобытную двойственность - мир богов на небесной приземленности гор и мир людей в земной ограниченности.
Не является исключением и христианство со своим Раем и Адом.
Эзотерика представляет широкую панораму разнообразных "пятоизмерений" и "потусторонностей". Известным представителем этого течения является Карлос Кастанеда.
Карлос Кастанеда - известный псевдоним ученого-антрополога, знаменитого своими эзотерическими работами. Он автор одиннадцати книг ("Учение дона Хуана", "Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан", "Сказки о силе", "Второе кольцо силы", "Дар Орла", "Огонь изнутри", "Сила безмолвия", "Искусство сновидения", "Активная сторона бесконечности", одиннадцатая книга представляет собой краткое резюме его творчества) и трёх практических руководств по гимнастике.
Летом 1960 года студент факультета антропологии при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе начал работу с целью сбора информации о лекарственных растениях, используемых мексиканскими индейцами. В результате он столкнулся с системой древних практик и верований, культивируемых некоторыми группами индейцев толтеков.
Там он столкнулся с интересной традицией, выразителем которой являлся, так называемый дон Хуан, индеец племени "яки". Эта традиция уходит в глубь веков и по длительности сопоставима со всеми остальными древними культурными традициями: буддизма, христианства, даосизма и другими. Видимо, Кастанеда творчески переработал то учение, которое он услышал от дона Хуана: не исключено, что сам дон Хуан если не вымышленный, то некий собирательный персонаж.
Его работа является дневником полевых исследований.
Неординарность практик и взглядов обуславливает отсутствие близких по семантике либо концептуально подобных трактатов или работ в мировом фонде.
Сам Кастанеда затруднялся сформулировать четкую классификацию либо хотя бы дать определенное название описываемому учению. Термин "магия" предложен им исключительно из необходимости номинативно утвердить это течение в системе прочих.
В результате длительного общения с представителями учения, Карлос Кастанеда прошел традиционное в этом русле обучение. В процессе которого он столкнулся с целым рядом явлений, необъяснимых с точки зрения ординарной логики и философии. В своих работах он отказывается от попыток рационально объяснить наблюдаемое, приводя лишь эзотерического характера объяснения своих учителей.
Сложности трактовки и восприятия идей связаны с утверждением о теоретической невозможности осмыслить или рационально объяснить их действие. Некоторые попытки подобного плана предпринимал сам Кастанеда на начальном этапе обучения; их результаты представлены в приложении ко второй книге, которая называется "Структурный анализ". Однако сам Кастанеда впоследствии считал это неудачной попыткой систематизировать то, что систематизировать невозможно.
Карлос Кастанеда известен под рядом псевдонимов. Для различных социальных задач - различные имена. Карлос Кастанеда - наиболее известный его литературный псевдоним, под этим именем он также известен как профессор УКЛА. Несмотря на то, что по его собственному признанию его роль в "магической" группе является для него главнейшей задачей его жизни, он продолжает совмещать её с научной деятельностью. Защитил докторскую диссертацию на основе одной из своих книг, читал лекции по всей стране, основал коммерческий фонд (фонд Орла).
И вместе с этим о его личной жизни практически ничего не известно. По официальной версии на настоящий момент, как сообщила его адвокат, Карлос Кастанеда умер в возрасте то ли 73, то ли 80 лет от заболевания печени. Однако ни точного возраста, ни достоверности его смерти никто подтвердить не может. Тело его якобы было захоронено его последователями и учениками без предварительной экспертизы.
Учитывая, что описанный им процесс полного овладения осознанием (достижения третьего внимания) по сути своей является способом ухода из жизни, то заявление о его смерти лишь добавляет загадок и предположений в вопрос о его биографии. Никто из его последователей и членов его группы не внес никаких пояснений о том, удалось ли новому нагвалю завершить основную задачу своей жизни.
Сегодня Карлос Кастанеда переживает свое второе рождение и вновь становится популярным, особенно это относится к книге "Учение дона Хуана: путь познания индейцев яки" и двум другим книгам, вместе составивших легендарный цикл под общим названием "Беседы с доном Хуаном" (помимо "Учение дона Хуана: путь познания индейцев яки" в него также входят еще две книги: "Высшая реальность" и "Путешествие в Икстлан").
В этом цикле автор излагает читателю свои мысли по поводу смысла существования человека (заметим, что представления автора на этот счет несколько отличаются от общепринятых).
Глава 1
1.1. Накопление знаний
Дон Хуан обучал нагваля новой партии - Карлоса Кастанеду - американца латино-американского происхождения, книгам которого мы обязаны получением подробной информации о мистическом учении индейцев Мексики. Книги Кастанеды - это компиляция дневниковых записей его обучения магии, в них Кастанеда предстает воплощением европейского рационального духа научного познания мира, и беседы с доном Хуаном проходят в русле постоянной борьбы различных мировоззрений, споров современного материалистического мышления и индейского прямого интуитивного видения сути вещей.
Дон Хуан все время удивлялся трудности обучения Карлоса, его сущностного несогласия с духом Учения, разительному отличию в этом смысле Кастанеды от других учеников-мексиканских индейцев, которым очень мало что нужно было объяснять, они все схватывали на лету, интуитивно понимая, о чем идет речь.
Но именно благодаря бесконечным спорам дона Хуана и К.Кастанеды, представленным в книжной эпопее, человечество смогло познакомиться, ужаснуться и восхититься оригинальности, глубине и тщательности философского анализа, данного доном Хуаном, бедственного положения современного человечества и изящного решения его противоречий.
Когда же выяснилось, что в определении принадлежности Кастанеды к роли нагваля новой партии была допущена ошибка и он не может быть лидером группы, то дон Хуан понял, что в этом был особый знак Намерения: в этом проявилась Высшая Воля для того, чтобы через Карлоса и его книги передать людям откровения новых видящих, резко меняющих их мировоззрение, дать новый эволюционный импульс земной цивилизации.
В 70-80-е годы нашего столетия это дало колоссальнейший толчок для разрушения огромнейшего количества старых оккультных и религиозных стереотипов в общечеловеческом сознании и указало новый путь духовного развития личности. Главный принцип Учения дона Хуана - это правильное соединение воли личности и воли Бога в творческом и сознательном сотрудничестве.
Его влияние на мировое духовное развитие трудно переоценить. (Некоторые эзотерики считают, что в прошлой жизни душа дона Хуана воплощалась в великом китайском мудреце Лао Цзы - основателе учения о ДАО; а также в великом греческом философе - Сократе). В бесконечных беседах с Карлосом он всячески пытался передать самую суть учения - трепетное ощущение сокровенной основы бытия.
Учение о целостности самосознания человека и о направленности его на творческое познание мира без ограничений собственным эго и предрассудков коллективного бессознательного.
В нем изящно и радикально снимаются все противоречия внутри личности человека, уходит комплекс проблем внутренней раздвоенности между сознанием и подсознанием в понятии "целостность", тщательно разбираются все духовные и религиозные вопросы об отношениях и взаимодействии человека с Богом, соединении с его волей-намерением, а также однозначно и безжалостно решаются все болезненные проблемы отношений человека с обществом.
Мощнейшая энергия, тщательнейший и безупречный философский анализ положения человека в мире, а также подробнейше разработанное практическое руководство по саморазвитию сделали Учение дона Хуана одним из ярчайших событий в духовной и литературной жизни Земли XX века.
1.2. Основные положения мировосприятия Кастанеды
Несмотря на то, что ранее в литературе предпринимались неоднократные попытки подтвердить или опровергнуть истинность событий, описываемых Кастанедой, успехов они не имели. Исходя из этого, единственно приемлемым является исключительно описательный способ рассмотрения изложенных фактов. Ниже мы попытаемся кратко привести структуру описанных явлений и событий.
Представленные Кастанедой взгляды, сформировались у него в результате длительного контакта с группой людей, которые практиковали ранее никому не известную систему действий, для краткости называемую ими "магией". Группа не имела этнического характера. Состояла она из нескольких человек (мужчин и женщин), объединенных общими задачами и выделяющих среди себя лидера (нагваля).
Жизнь духовных искателей окутана ореолом загадочности и малоизвестна широким слоям общества. Из книги А. Соборова становится ясно, что духовные учителя, маги, священники, экстрасенсы и пр., - такие же люди, как мы с вами, но только им дано чуть больше чувствовать и сознавать, они чуть дальше продвинулись по пути эволюции человеческого вида.
В книге описаны различные проблемы и забавные ситуации, с которыми сталкиваются в быту, в общении и в своей психике. Далеко не всегда они выходят из них победителями. Цена за быструю эволюцию порой слишком высока. … А иногда комично.
Книга написана живым и образным языком, без назидания и морализирования автора. Выводы из каждой истории читатель сделает сам, что тоже, впрочем, не обязательно.
Ведь чтение "Мемуаров" доставляет просто эстетическое удовольствие от мастерски написанных бесед и диалогов, от фантасмагорических или трагикомических ситуаций, от блестящих анекдотов и афоризмов, ненавязчиво вплетенных в повествование, от тонкого проникновения в тайны психологии героев и от многого другого.
Автор много лет занимался различными духовными практиками, изучил практически все существующие религии и эзотерические учения, сам достиг высших ступеней развития в йоге и других духовных традициях, работает психологом и парапсихологом, автор множества статей и нескольких книг.
К.Кастонеда пришел к пониманию магии в терминах Талкотта Парсонса о глоссах. Глосс - это совместная система восприятия и языка. Кастанеда: "Например, эта комната - один из глоссов.
Мы насобирали вместе наборы изолированных восприятий -пол, потолок, окно, светильники, ковры и т.п., чтобы создать общность. Но мы должны были быть обучены складывать мир вместе таким способом. Ребенок разведывает мир с малым количеством предвзятых мнений, пока его не учат видеть вещи тем способом, который отвечает тем описаниям, с которыми каждый соглашается. Мир является соглашением. Система глоссинга кажется похожей на нечто вроде хождения.
Мы должны учиться ходить, но раз мы учимся, мы подвергаемся синтаксису языка и режиму восприятия, который в нем содержится. Художник обычно просто переделывает старые глоссы, которые подходят для его членства. Членство состоит в том, чтобы быть экспертом по тем смысловым намекам, которые содержатся в культуре.
Например, мое первоначальное членство, как весьма образованного западного человека, было в интеллектуальном европейском мире. Невозможно выйти из одного членства, не будучи введенным в другое. Можно только переделывать глоссы.Обучая меня магии, Дон Хуан давал мне новый набор глоссов, новый язык и новый способ видения мира."
Виттгенштейн - один из немногих философов, кто мог бы понять дона Хуана. Его замечание, что есть много различных языковых игр - наука, политика, поэзия, религия, метафизика, каждая со своим собственным синтаксисом и правилами - могло бы позволить ему понимать магию как альтернативную систему восприятия и значения.
Мы всегда видим неизвестное в терминах известного.
Глава 2
Противоречивое восприятие Учения Нагуаля
В этой статье я постараюсь изложить достаточно критичный и объективный взгляд на эти вопросы и попытаюсь доказать, что, несмотря на все приведённые выше факты, учение Кастанеды действительно стоит исследований и реализации. Даже если дона Хуана даже и не было, а Карлос сочинял все эти истории, закатывая покрасневшие глаза и сидя у печатной машинки, как писала Раньян.
Знание Кастанеды реалистично, как никакое другое. Оно затягивает и захватывает именно своей простотой и ненадуманностью. Именно в этом его исключительная сила.
Тем не менее, есть два учения и два Кастанеды. Как ни прискорбно это признавать, но это так. Есть загадочная индейская мистерия, которая направлена на вечное творчество, познание, исследование. И есть продукт западной цивилизации а-ля нью-эйдж.
Это учение о мрачных воладорах, о чужеродности сознания, о магических пассах. И есть два Кастанеды. Карлос Кастанеда-ученик, исследователь, который погрузился в пучину мира магии и с удивлением и восхищением познаёт его чудеса. И есть Карлос Кастанеда-коммерсант. Карлос, который создал деструктивную структуру с иерархией и иллюзорными целями. Давайте поговорим о первом из них.
Если рассматривать знание первого Карлоса, его ранее и зрелое ученичество (3-9 книги), то у него есть своя специфика, свой дух, своя направленность. Это направленность бесконечного познания, интеграция тоналя и нагуаля, стирания всех преград между собой и реальностью. В этом учении (а лучше сказать - психоэнергетической науке) всё критически переосмысляется и проверяется на собственном опыте.
Отсюда знаменитый тезис "верить не веря", который можно вольно истолковывать как "доверяй но проверяй". Даны общие принципы и техники. Дано направление. Концепцией тональ-нагуаль Реальность навсегда убрана из сферы восприятия, и потому весь опыт рассматривается с предельной критичностью.
Иначе говоря, основной стержень учения Кастанеды - это проверяемые закономерности. Даны теории, общая методология и личный фрагментарный взгляд на техники их подтверждения. С этой точки зрения, учение Кастанеды - наука. Наука состоит из теорий, которые можно либо подтвердить, либо опровергнуть. Например, понятие точки сборки. Это не отвлечённая теория в которую надо верить, её можно позднее проверить опытом восприятия энергии. И так далее. Но можно и опровергнуть, если это не так.
Это и есть научная теория. И в этом её отличие от веры. Ведь что такое слепая вера? Возьмём христианство. Оно не даёт способов проверить, существует ли бог. Это догма. Мы должны верить, что Бог есть и он нас спасёт. Но мы ничем не можем ни доказать, ни опровергнуть этого. Такая ситуация с верой и религиями - и конечно же, они не заслуживают доверия, потому что мы не можем проверить их теории на живом опыте.
Отсюда можно сделать вывод, что знание Кастанеды - не вера, не догма и не религия. Каждый читатель пересматривает всё на собственном опыте и проверяет это. Уже одна эта особенность ставит это уникальное произведение на голову выше остальных.
Карлос Кастанеда своими книгами предложил нам проект. Проект новой науки, нового мировоззрения. Проект, который даёт нам шанс преодолеть пределы собственной ограниченности. Это проект Нагуализма.
Мы должны помнить, что произведения Кастанеды - это во многом художественная мистика. Кроме того, Карлос - просто человек. Он не хотел, да и не мог писать учебники или точно описывать принципы и техники. В его книгах мы видим его фрагментарный опыт (который, кстати, даже он сам мог неверно истолковать), часть которого может оказаться галлюцинацией или иллюзией.
То есть Карлос Кастанеда - исследователь. А человеку свойственно ошибаться. И это имеет место в любом случае - не важно, учил его дон Хуан или он сам исследовал всё то, о чём писал. Наша задача - уловить, прочувствовать настроение этого Проекта, понять стержень и направление всех техник и не брать их apriori, но творчески перерабатывать и исследовать. Именно по принципу "верить не веря".
Не важно также, кто является автором этого Проекта. Проект - это всего лишь проект, и его реализация - это действительно достойное нашей жизни предприятие. Мы готовы оторваться от изумительных Сказок о Силе и погрузиться в реальную эмпирическую исследовательскую работу, опираясь на замечательные книги Кастанеды.
Каждая из книг Карлоса Кастанеды - это блистательный, испытывающий наше терпение прорыв озарения в глубине нашего таинственного существа; это как вспышка света, как молния в ночной пустыне, освещающая внезапно мир чуждый, и в то же время знакомый - мир мечты и сновидения.
Его книги, каждую из которых ждали с нетерпением, стали не только бестселлерами, но превратились в классику, а повесть о его посвящении в мир магии и колдовства уклончивым, мягко усмехающимся и часто устрашающим нагуалем доном Хуаном стала частью нашей культуры.
Работы Кастанеды - это одновременно и поэзия, и антропология, субстанция грез и приключения реальной жизни, философия и исследование самого сердца окружающей человека тайны.
Книги критически похваливали - уважаемый Joyce Carol Oates назвал их "замечательные произведения искусства". Кастанеда утверждал, что то, что мы понимаем под действительностью - просто навязанный нам и разделяемый всеми нами способ восприятия вселенной, который может быть преодолен посредством дисциплины, ритуальных действий и концентрации.
В то время как его книги продавались миллионами копий во всем мире, критики продолжали сомневаться в том, что Дон Хуан существовал на самом деле. Кастанеда всегда утверждал, что все его опыты были реальны.
" Это - не сборник фантастики, " сказал Кастанеда во вводной части к его книге " Дар Орла. ",1981 г., " Описываемое мной чуждо нам; поэтому, оно кажется нереальным". Текст буквально перегружен мексиканскими терминами, понятиями и описаниями магических процедур.
Остальные книги (всего их десять) вышли позднее.
"Позднее" наступило через полтора года. Более лёгкого, красивого и гармоничного сочетания философии, беллетристики и поэзии, пожалуй, не видели ни до, ни после Кастанеды.
Начиная со второй книги, все оставшиеся читаются на одном дыхании, и достаточно стойкого читателя ждёт масса открытий. Первая книга вполне может быть шуткой в духе воина: обрушить на сознание читателя поток всех этих "брухо", "духов чаппараля", "растений силы", "кристаллов и перьев"... для того чтобы практически ни разу не вернуться к этой теме впоследствии.
Произведения Кастанеды излагаются литературным и метафорическим языком, настолько метафорическим, что понимание Кастанеды обусловлено, в первую очередь той точкой зрения, на которой находится читатель; он, другими словами, извлекает из этих произведений то, что он хочет извлечь. Поэтому часто оказывается, что люди, прочитав Кастанеду, не находят в нем ничего интересного, или, наоборот, проецируют его мысли на какую-то отрицательную ось, называя его "черным магом" или еще чем-нибудь в этом роде, противопоставляя другим каким-то культурным ценностям.
Для чтения Кастанеды очень важна интерпретация. Учитывая то, что его творчество сейчас приобретает все большую популярность у нас в стране, актуальность подобных интерпретационных посылок очевидна.
Кастанеда не обращается с читателем бережно и почтительно, как это делают, например, Пауло Коэльо и Ричард Бах. Похоже, ему и не нужен читатель, с которым необходимо бережно обращаться, и первая книга ставит барьер на пути таких людей.
Основываясь на результате, это работает хорошо. Слыша от авторитетного психолога, что он "не осилил Кастанеду", или читая критический обзор, написанный впопыхах по результату чтения первых абзацев из каждой главы, невольно всплывает мнение большинства читателей о Кастанеде, составленное после первого прочтения "Бесед с доном Хуаном".
И вместе с этим - эпиграф к "Беседам" в библиотеке Мошкова: "Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности."
По мере развития исследования стало ясно, что модели Вселенной, человека и его сознания, изложенные в книгах и интервью К.Кастанеды и его соратников, неточно отражают реальность, содержат в себе много взаимоисключающих постулатов. Причём, авторы осознавали это, но, ссылаясь на древность происхождения этих знаний и особый способ их получения ("видение"), придерживались мнения, что " разумом этого нельзя понять ".