1.В практике однонаправленного сосредоточения на объекте взгляд практикующего и его ум безотрывно сосредоточен на конкретном физическом объекте. Проблема заключается в длительном удержании объекта в фокусе восприятия, поскольку с точки зрения природы и эволюции живых существ такие действия не естественны и вызывают соответствующее физиологическое и психологическое противодействие. При длительном удержании предмета в фокусе зрительного восприятия, когда глазные яблоки и зрачки неподвижны, наступает момент, когда обычное зрительное восприятие прекращается, поле восприятия заволакивает туманом, а на месте объекта может проявиться нечто на него не похожее, что обычно пугает начинающих созерцателей. На самом деле ничего необычного в этом феномене нет. Механизм зрительного восприятия устроен таким образом, что мы можем устойчиво видеть лишь движущиеся относительно глаза предметы, или, что то же самое, - в случае перемещения глаз и, соответственно, фокуса восприятия, относительно неподвижного объекта. С этой целью движение глазных яблок подвержено т.н. саккадам. Скачкообразные движения глаз (саккады) возникают при рассматривании неподвижных предметов. Быстрые повороты глазного яблока (10 - 80 мс) чередуются с периодами неподвижной фиксации взгляда в одной точке (200 - 600мс). Угол поворота глазного яблока в течение одной саккады колеблется от нескольких угловых минут до 10° , а при переводе взгляда с одного объекта на другой может достигать 90°. При больших углах смещения саккады сопровождаются поворотом головы; смещение глазного яблока обычно опережает движение головы. В структуре сетчатки глаза и нейронных рецептивных полях существуют своеобразные датчики движения, которые обнаруживают относительное движение объекта, а головной мозг вносит поправки с учетом саккад и положения самого организма в пространстве относительно обнаруженного объекта. Устойчивое зрительное восприятие становится возможным только в случае относительного движения объекта или при наличии саккад, которые автоматически сканируют неподвижный объект. Второй класс движений глаз образуют микродвижения — мелкие непроизвольные движения глаз во время фиксации. Долгое время существование микродвижений оспаривалось, так как при фиксации неподвижной точки человек склонен считать свои глаза также неподвижными. Однако с развитием чувствительных объективных методов регистрации движений глаз было доказано существование трех видов микродвижений глаз: тремора, дрейфа и фликов. Тремором называется дрожание глаза с частотой 20—150 гц и малой амплитудой. Более выражены медленные дрейфы, со скоростью около 10 угл. мин/сек, и быстрые флики или микросаккады, амплитуда которых в среднем равна 7 угл. мин. Считается, что основная функция дрейфов состоит в дестабилизации ретинального изображения, микросаккады же возвращают его в зону наилучшей видимости. Комбинация дрейфов и фликов называется физиологическим нистагмом. По своим амплитудным характеристикам такие викарные движения занимают промежуточное положение между микро- и макродвижениями глаз. В их число входят движения глаз при стабилизации изображения относительно сетчатки, посттахистоскопические движения глаз, быстрые движения глаз во время сновидений и при галлюцинациях. С помощью викарных движений осуществляются преобразования информации, накопленной сенсорным звеном зрительной системы в виде следов раздражителя, а также манипулирование образами зрительной памяти.[9] В целом можно сказать, что предметное видение может осуществляться при выполнении двух условий: первое – границы объектов должны быть сформированы и отделены от фона, и второе – границы объектов(линии изменения цвета, насыщенности или контраста) должны перемещаться относительно рецептивных полей.
Искусственное блокирование саккад, викарных движений и микродвижений глаз, как это происходит в случае однонаправленной медитации, приводит к временной потере зрения (практикующий в буквальном смысле ничего не видит). В практике медитации это делается намеренно и является очень не простой задачей. В отсутствие зрительных стимулов, работа ума как анализатора прекращается, его движение (мысли) останавливается, что является в данном случае целью достижения необходимого медитативного состояния. Я подозреваю, что именно с этим обстоятельством связано возникновение сновидений в период фазы БДГ (быстрого движения глаз). Быстрое движение глаз во сне является стимулом для появления сновидений или разблокированием процесса видения, а вовсе не гимнастикой для глазных мышц, как иногда принято считать.
2. Однонаправленное сосредоточение без объекта с фокусировкой взгляда на воображаемой точке пространства или с отсутствием зрительного фокуса (расфокусирование) имеет примерно такие же особенности как в выше описанном случае, только несколько сложнее для выполнения, поскольку нет фиксированной опоры для удержания глаз в заданной позиции. Приобретение опыта данной практики является предпосылкой для освоения безобъектного созерцания и выполнения этапов, связанных с возникновением видений, поскольку они могут быть получены только при достижении устойчивости в блокировании упомянутых движений глаз и полном контроле за состоянием своего ума. Наша психика устроена таким образом, что для «нормального» функционирования и создания благоприятного эмоционального фона нам необходима постоянная смена зрительных впечатлений. (Отсюда наша привязанность к разного рода зрелищам, зрительным эффектам и телевизионному вещанию, как к самому доступному средству). Поэтому могут проявляться различного рода побочные эффекты, известные по результатам экспериментальных исследований испытуемых в условиях полной сенсорной депривации.
3. Зрительные феномены могут проявляться как на первом, так и особенно на втором этапах практики медитации. Однако появление искомых видений становится возможным в том случае, когда глаза остаются неподвижными с фокусировкой на точке пространства или без таковой, но ум уже не удерживается в состоянии однонаправленного сосредоточения, а пребывает в свободном расслабленном состоянии - состоянии созерцания и внимательного присутствия. Устойчивое пребывание в таком состоянии – необходимая предпосылка для возникновения видений. Специфика данной практики заключается в том, что процесс появления видений должен быть спровоцирован. Можно сколько угодно пребывать в мгновенном присутствии, но видения не появятся.
Эта задача решается с применением различных методов и приемов, связанных с возбуждающим действием на сетчатку глаза световыми лучами. Таким воздействием может быть, например, созерцание синего цвета - высокоэнергетического участка видимого солнечного спектра. В самом распространенном варианте эта практика реализуется посредством созерцания чистого синего неба с учетом специфики позиции, дыхания, взгляда и состояния ума. Такое действие синего цвета было замечено практикующими еще в древние времена, и только в наши дни становится возможным объяснить эту особенность. На этом этапе практики проявляются разнообразные зрительные феномены: на фоне синего неба могут быть видны небольшие круги размером с горошину или больше – тигле, прозрачные или имеющие видимый центр, однотонные цветные, или состоящие из многочисленных концентрических колец, похожие на хорошо известные в оптике кольца Ньютона. (Рис.11) Все эти проявления вызваны физическими эффектами, возникающими при прохождении солнечных лучей через хрусталик и прозрачные слои сетчатки -дифракции, интерференции, сферической и хроматической аберрации* световых волн в оптических системах, прежде чем достичь собственно фоторецепторов – колбочек и палочек. Эти слои, как выше упоминалось, состоят из многочисленных клеток, обладающих различными преломляющими, поглощающими или рассеивающими свет свойствами. В результате прохождения света через такую среду и микропрепятствия, соизмеримые с длинами волн видимого спектра электромагнитного излучения, фоторецепторы глаза и ганглиозные поля формируют зрительные сигналы, направляемые в мозг, и эти картинки мы воспринимаем в виде зримых образов. Видения могут иметь более замысловатый характер, а многочисленные тигле-формировать интерференционные картины, что неудивительно, если принять во внимание структуру сетчатки, представляющую собой дифракционную решетку или фотонный кристалл.
*[Сферические (рис.16) и хроматические (рис.17) аберрации – искажения, возникающие в оптических системах с использованием сферических линз. В оптической системе глаза аберрации нивелируются изменением кривизны хрусталика с последующей коррекцией изображения структурами зрительной коры мозга. Прим. авт.]
Более того, фоточувствительная часть фоторецепторов представляет собой многослойные прозрачные диски, собранные наподобие столбика монет, на мембранах которых и происходит поглощение электромагнитного излучения с дальнейшим преобразованием в биоэлектрический сигнал в процессе фототрансдукции (см. рис. 6.2, 6.3). Эти слои насчитывают несколько сотен дисков, обладающих собственным коэффициентом преломления. В технологии тонких многослойных прозрачных пленок такое взаимодействие с падающим на пленку светом используется для придания определенных цветовых эффектов, чаще всего –радужного отраженного света, как, например, в плоских голографических наклейках. За счет преломления и отражения света на оптических дисках фоторецепторов возникает вторичная интерференция света.
Таким образом, непосредственное восприятие волновой природы света становится возможным для сознания, способного воспринимать внутренние тонкие процессы. В данном случае двойственное сознание и мозг не участвуют в формировании образов «внешнего» предметного мира, не схватывают объекты, и, в соответствии с выводами квантовой физики, событие (т.е. измерение) не происходит. Проявляется непосредственная физическая картина, лишенная какой бы то ни было интерпретации, поскольку сознание находится в состоянии зеркала: оно отражает все как есть. Цветные однотонные тигле объясняются просто – это выделенные колбочками монохроматические участки спектра света, приобретающие в восприятии соответствующий цвет. Упоминаемые в текстах «четырехлепестковые цветы»(Рис.12) – это физическое явление, сопровождающее процессы дифракции и интерференции света на сферических поверхностях при определенных условиях (рис. 11). Таких поверхностей в микроструктуре глаза великое множество. Феномен представляет собой видимое проявление структуры, состоящей из пяти колец (тигле) – центрального и четырех дополнительных меньшего диаметра, расположенных снаружи центрального и симметрично по вертикали и горизонтали. Тигле могут состоять из систем концентрических колец, а в продвинутой стадии содержать проявления цвета или (и) образы (см. ниже). Подобный феномен иногда можно наблюдать невооруженным глазом в атмосфере при появлении достаточно редких кольцевых радуг (см. рис. 13.3).
*[Интерпретация одних и тех же явлений в разных культурах приобретает различный смысл. И если представители восточных культурных и духовных традиций видят в этой структуре цветок, то представители христианской цивилизации, возможно, будут видеть нечто похожее на католический крест.Прим. авт.]
В тогел видение тигле (сферических форм) означает, что ум устраняется от процесса интерпретации результатов измерений в виде условных предметов - объектов. Стабилизация этого видения в продвинутых стадиях практики, замещение им обычного видения привычных форм объектов говорит о том, что пребывание в состоянии ригпа становится устойчивым, и в поле «визуального» восприятия проявляется волновая структура света. Становится возможным восприятие напрямую интерференционных картин, а также других физических феноменов, о которых говорилось выше.
Сферы или мандалы могут иметь сложную внутреннюю структуру – содержать образы или геометрические фигуры, отличные от круга – четырехугольники и треугольники. И фигуры и образы, как правило, проявляются внутри тигле. Эти образы и фигуры статичны (т.е. их конфигурации не изменяются). Ч.Н. Норбу разъяснял, что может проявиться все, что угодно. «Кармические» (т.е. обыденные) ли это образы, или образы святых, будд и бодхисаттв, - смысл образов не является критерием подлинности видений. В моей практике проявлялись весьма прозаические картины без малейшей примеси «святости». Однажды, например, в тигле как в иллюминаторе проявился фрагмент моей туалетной комнаты с белым кафелем, раковиной и зеркалом над ней на стене. Там я частенько запирался для практики темноты (очень, кстати, удобно). Образы будд и бодхисаттв, буквы тибетского алфавита в тигле, которые можно видеть на старинных фресках, иллюстрирующих видения тогел, - следствие практик сосредоточения, когда за опору визуализации практикующий выбирал эти символы. Многие практикующие в Тибете пришли в дзогчен из тантры после длительной работы над тантрическими образами. В системе Ньингма, например, ати-йога или дзогчен были вершиной подготовки на тантрических факультетах дацанов, когда адепт уже имел серьезные наработки в практике махайога-тантры, связанные с подробной и детальной визуализацией тантрических объектов визуализации.* Эти образы «намертво» впечатываются в структуры памяти мозга при достижении определенных практических результатов. Если уместно употребить метафору, тигле – окна в наш разум, который хранит наши зрительные впечатления, накопленные в жизни, своеобразный мост между двумя принципами восприятия и отображения энергии и информации – непосредственным, прямым (световые волны) и обусловленным нашими когнитивными особенностями - предметным, несущим уникальный смысл. Подтверждением вышесказанному являются эксперименты В.Пинфилда, о которых говорилось выше. В.Пинфилд вызывал такие же зрительные ощущения - фосфены, стимулируя зоны зрительной коры головного мозга слабым электрическим током. Результаты этих опытов в значительной степени соответствуют результатам практики тогел в формировании видений. Это доказывает естественную физическую и нейрофизиологическую природу данных феноменов,** в которой нет ничего «потустороннего». Насколько я понимаю, пустые формы тигле – это средство для отображения информации, реализуемое нашими «аппаратными» возможностями. В этом случае информация не проявляется в памяти обычным образом, а носит зримый, объектный характер. Подобным образом для отображения информации в операционной системе Windows используются окна, содержание которых может наполняться информацией из жесткого диска либо из всеобщей глобальной информационной компьютерной сети.
*[На первый взгляд кажется возможным, что геометрические фигуры, о которых упоминает Лопон Тензин Намдак, также являются медитативными образами практиков-тантристов, поскольку мандалы являются объектом медитации. Однако следует иметь в виду, что изначальные образы мандал и экзотических тантрических божеств имеют природу, несколько отличную от видений тогел. Это следствия различных причин. Кроме того, в тантре явным образом присутствует феномен синестезии, - это несомненно. Вероятно, – это следствие резонанса с соответствующими структурами памяти мозга, где подобные формы существуют изначально. Об этом см. ниже. Прим. авт.]
**[Несмотря на кажущуюся очевидность такого утверждения, возможный источник уникальных архетипических проявлений находится за пределами нашего ограниченного разума. Это чистое знание (информация) которое присутствует в основе бытия и обретает узнаваемые, «человеческие» черты лишь посредством его интерпретации и адаптации к нашим когнитивным возможностям структурами мозга. В знакомых терминах и очень условно здесь можно говорить об информационном или когнитивном поле. Медитативные практики и технические приемы – способы обнаружения и проявления этого знания применительно к психофизическим возможностям человека. Прим. авт.]
Значение синего света или участка видимого спектра электромагнитного излучения, воспринимаемого нами как синий цвет, в формировании зрительных феноменов, о которых идет речь, стала более или менее понятной в результате открытия в 1991г. (т.е. сравнительно недавно) и последующих исследований, продолжающихся до настоящего времени, третьего фоторецептора. Это обстоятельство произвело в научных кругах настоящую сенсацию, поскольку до недавнего времени считалось, что фоторецепторы могут быть только двух типов – палочки и колбочки. Обнаруженный Г.Расселом с коллегами фоторецептор, чувствительный к синей, высокоэнергетической части спектра с пиком, примерно, 480нм обнаружен во внешнем, ганглиозном слое сетчатки глаза и является нейронной светочувствительной структурой – нервной клеткой, в которой был обнаружен фотопигмент меланопсин. (рис.7.3) Механизм образования и передачи сигнала в этих клетках пока еще не понят полностью. Светочувствительные нервные клетки (ipRGC) отвечают на свет и формируют ответный импульс. В дополнение к ответной реакции они непосредственно являются информационными и управляющими структурами и связаны с палочками и колбочками посредством синаптических связей, через которые передаются управляющие возбуждающие и тормозящие сигналы, с другими ганглиозными клетками и с биполярными клетками, а также непосредственно со структурами мозга. Эти клетки максимально работают в диапазоне коротких фиолетово-синих волн 460 – 484нм, хотя сохраняют светочувствительность, по крайней мере, в зеленой части спектра. Они также участвуют в формировании оптического изображения. Кроме того, они обеспечивают устойчивое представление о световой, цветовой информации окружающей среды и величине интенсивности падающего светового потока, т.е. являются первичными датчиками яркости света. Кроме других, исключительно важных функций, которых мы здесь касаться не будем, ipRGC – клетки участвуют в процессе светорегулирования и подавления «засветок» от внезапного слишком сильного освещения (прямой взгляд на солнечный дик, электросварку и т.д.).
Начальному этапу созерцания синего неба,как правило, соответствует зрительный феномен, возникающий вследствие перестройки функционирования зрительной системы глаз – мозг из-за неизбежных переходных процессов, на длительность которых влияют многие вторичные факторы – время суток, состояние атмосферы (ее чистота, отсутствие облачности) и даже лунные фазы. Этот феномен можно отнести к классу энтоптический явлений – фосфенов. Его особенностью является то, что вместо механического воздействия, как это происходит в механофосфенах, на сетчатку глаза воздействует жесткое высокоэнергетическое излучение фиолетово – синей части спектра, на которое реагируют ipRGC-клетки. Длительное раздражение синим светом приводит к тому, что эти клетки выходят из обычного режима работы и выдают управляющее воздействие по своим каналам связи на фоторецепторы следующего уровня – палочки и колбочки и ганглиозные поля. В общем виде этот феномен выглядит следующим образом. По всему полю зрения начинают проявляться и исчезать более темные по сравнению с фоном, насыщенные участки темно-синего цвета неопределенной формы*. Это – первый сигнал того, что зрительная система находится в необычном состоянии. Этот визуальный процесс, управляемый, по-видимому, ipRGC – клетками, имеет свой ритм, медленную пульсацию, что говорит о резонансном характере нейронного возбуждения нейронной ткани сетчатки в непосредственной связи со структурами мозга. Далее ipRGC – клетки выдают управляющие сигналы на структуры сетчатки, связанные с выделением зеленого участка спектра, что характеризуется изменением цвета пульсирующих участков с темного – синего на изумрудно - зеленый. По своему характеру этот феномен соответствует стоячим волнам возбуждения. Через некоторое время может проявиться желто-зеленый и затем малиново-красный цвет, что может сопровождаться эффектными зрительными феноменами, вроде схлопывания пространства.** Система переходит через точку бифуркации и внезапно опрокидывается. Обычное предметное видение прекращается, зрительная система и мозг переходят на особый режим работы. По всему полю зрения устанавливается однотонный световой шум или туман, на фоне которого проявляются света и формы, описанные в текстах тогел***.
*[В книге «Капли сердца дхармакаи» (правильный перевод – «Сердечная сущность дхармакаи» - ньинтиг) этот феномен называется «первой лампой», предваряющей видения – «лампой воды». Прим. авт.]
**[Там же: «…Когда практикующий выполняет эту практику, ему кажется, будто бы пространство меняется, но обычно пространство не является основой этих видений. Они исходят изнутри.» Прим. авт.]
***[Там же: «…Это можно проиллюстрировать озером и водой. Если ты бросишь камень в озеро, от него начнут расходиться круги ряби. (Рис.18) Подобным образом рябь образуется и вокруг видения. Вначале они бесцветны, но затем проявляются в пяти цветах. Это происходит благодаря очищению грубого ветра. Если ты всмотришься в видение, ты увидишь то, что внутри.» Здесь ясно описана природа воспринимаемых волновых форм в виде тигле – прозрачных кругов. Процесс «всматривания» (без схватывания объекта) означает, что к «чистому» восприятию подключаются системы распознавания и моделирования зрительных образов и структуры памяти мозга, благодаря чему пустые формы наполняются информационным содержанием – образами. Прим. авт.]
По мере прогресса в практике, система визуального восприятия приобретает способность одновременно функционировать в обоих режимах. Мозг может выдавать обычную картину «внешней» реальности,но лишенную прежней четкости, на фоне которой могут проявляться видения тогел. Отличительной особенностью этих видений является то, что их возникновение впоследствии не зависит от наличия внешнего источника света. Практика света – механизм, запускающий процесс этого необычного восприятия. Можно открывать или закрывать глаза, находиться в темноте – видения неизменно будут появляться и визуально восприниматься как объекты, пока не исчезнут, и практикующий понимает: все, что он видит – это свойство его ума, его личной энергии. Почему так происходит?
Здесь нужно разделить видения тогел на три группы – проявление форм, связанных с волновой природой света (и материи!), - тигле и их комбинации, проявление образов – слайдов и спонтанное проявление энергии основы в виде пяти цветов, исключительно чистого, сверкающего света. Этот пятицветный свет и есть тот самый «психический» цвет, окрашивающий участки видимого спектра, субстрат ума. Подобные цвета можно видеть иногда в особых снах с исключительно яркими, «светящимися» цветами. Практикующий видит его напрямую, вне связи с внешними объектами. Его игра очень точно описана Ч.Н.Норбу в преамбуле к этой главе. Причиной, вызывающей этот феномен, могут быть биоэлектрические импульсы ганглиозных клеток, которые вырабатываются уже без непосредственного участия фоторецепторов, спонтанно. Образно говоря, ганглиозные клетки, собирающие информацию со своих рецептивных полей, уже «наполнены светом». Когда мы находимся в полной темноте, в поле зрение проявляется не абсолютная чернота, а колеблющаяся серая пелена. Это световой шум, похожий на свет от экрана телевизора, не настроенного на передающую частоту. Дело в том, что в отсутствие управляющих сигналов рецептивного поля (т.е. при отсутствии внешнего света) ганглиозная клетка выдает редкие спонтанные импульсы, которые поступают в мозг и вызывают видение слабых вспышек света. Это является частным случаем проявления известного свойства нервной ткани - спонтанной генерации электрических потенциалов.* Ответы мозга на эти сигналы и есть этот световой шум. Если мы будем внимательны и специально исследуем этот процесс, то нетрудно будет заметить появление отдельных белых или цветных микровспышек. В случае механофосфенов дисфункция нервных клеток обусловлена локальной ишемией – кратковременным нарушением кровоснабжения сетчатки глаза из-за передавливания кровеносных сосудов сетчатки, поскольку пальцами воздействуют на стекловидное тело, а оно, в свою очередь, пережимает сосуды. Ганглиозные клетки сетчатки реагируют на это выбрасыванием большого количества ложных сигналов в мозг о наличии света (и цвета!), которого фактически нет. Представляется вполне достоверным, что в отсутствие механического раздражения сетчатки, фосфены могут быть спровоцированы жестким излучением коротковолновой части видимого электромагнитного спектра. Дальнейшее развитие фосфенов может быть объяснено способностью нейронных полей находиться в состоянии спонтанного возбуждения. Возбуждение в пространственных нервных полях может распространяться по такому же или схожему принципу, как распространяются механические волны. В этом случае мы имеем дело с пространственными структурами возбуждения, охватывающими значительные участки нервной ткани, как в области сетчатки, так и непосредственно зрительной коры головного мозга. Это подобно тому, когда несколько сильных электрических раздражителей, приложенных к поверхности коры, вызывают серию разрядов нейронной активности, которая обычно продолжается в течение многих минут (или даже часов) после прекращения стимуляции. Периодические волны возбуждения могут быть получены и в диффузно организованной нервной ткани при ее электрическом раздражении. Они сходны с волнами возбуждения, возникающими в неанестезированной коре головного мозга в ответ на воздействие нескольких редких стимулов. Эффекты, длящиеся многие часы, наблюдались после короткой стимуляции интактной актинии. Был описан люминесцентный ответ у морских «анютиных глазок» (вид цветного коралла): после серий раздражений эти колонии начали люминесцировать спонтанно, а не только в ответ на стимуляцию.[10]
*[Есть другая точка зрения на природу этого явления, которая основана на необычной реакции фоторецептора на стимул, в отличие от других рецепторов позвоночных. Необычность ситуации состоит в том, что стимулом, возбуждающим фоторецептор (деполяризующим его), является не свет, а темнота. Таким образом, гиперполяризационная реакция рецептора на свет является прекращением длящейся в темноте деполяризации мембраны. Другими словами, в отсутствии света фоторецептор находится в возбужденном состоянии, а при его наличии – в заторможенном. Суммарный ответ фоторецептора на поток квантов той или иной волны света складывается из элементарных дискретных гиперполяризационных реакций на 1 фотон. В темноте дискретные реакции наблюдаются в наружном сегменте фоторецептора и в отсутствии светового сигнала, что связано со спонтанным (тепловым ) распадом молекул фотопигмента. Прим. авт.]
Интересной особенностью некоторых фосфенов, в том числе и тех двух, описание которых было приведено ранее, является их ярко выраженный динамический, волновой характер при сравнительно постоянном периоде колебаний и симметрия по двум координатам условного двумерного изображения – плоскости зрительного восприятия. Это говорит о том, что динамические структуры возбуждения, воспринимаемые в зрительном поле в виде подобных динамических фосфенов, являются гармоническими колебаниями и могут быть описаны соответствующими волновыми функциями. Тот факт, что возникновение таких фосфенов, имеющих собственную частоту колебаний в пределах 1-2 Hz, связано, как правило, с особым состоянием сознания, внешним объективным признаком которого является сдвиг волновой активности мозга в длинноволновую часть диапазона мозговых волн *, свидетельствует о том, что данные динамические фосфены являются следствием интерференции волновых паттернов локальных динамических структур возбуждения с мозговыми волнами. Такие фосфены не относятся к собственно видениям тогел, а предшествуют им. Другими словами, они являются индикаторами достижения необходимых условий для соответствующего состояния сознания. Однако это утверждение справедливо лишь в контексте особенностей данной практики. Фосфены и, в частности, динамические фосфены могут представлять собой побочные явления реакций организма на нестандартное (необычное) состояние органов и рецепторов (и соответствующих рецептивных полей), напрямую не связанных со зрением, вызванное стрессом (например, вследствие болезни или внешнего воздействия), на фоне особенностей психотипа личности. В этих случаях особый интерес представляют каналы передачи возбуждающего воздействия. Приведу пример из собственного опыта. Однажды, достаточно давно, ко мне пришла странная идея. Я положил на ладонь купленный накануне поделочный камень искусственного происхождения (что-то вроде «кошачьего» или «тигриного глаза») и удерживал его в сомкнутой ладони в течение нескольких часов. Результатом этого опыта был сильнейший динамический фосфен, проявившийся спустя некоторое время. Я физически ощущал и «видел» пульсирующие потоки света, излучавшиеся из глаз подобно прожекторным лучам. В темное время суток мне казалось, что этим светом я освещаю свою спальню. Этот фосфен не оставлял меня, по крайней мере, в течение недели и доставил мне немало беспокойства, поскольку я не понимал, в чем, собственно, причина этого явления, и что оно собой представляет. Как сейчас мне представляется, причина может заключаться в наличии в центре ладони особой чувствительной точки, которая в акупунктуре называется биологически – активной точкой (БАТ), и ее связи с системой глаза и, соответственно, с участком зрительной коры головного мозга. В системе йоги также известны чакры (энергетические центры) в центре ладоней. На связь этих чакр с системой зрительного восприятия могут указывать особенности канонического образа Белой Тары.** В моем случае эта связь была активирована описанным выше способом. Очевидно, не последнюю роль играют способы контактного воздействия, используемый предмет и, как я уже отметил, врожденные особенности нервной системы (например, повышенная чувствительность) индивида.
*[Факт взаимосвязи особых медитативных состояний с мозговыми волнами определенной частоты установлен в многочисленных экспериментах с участием опытных практикующих.Так, альфа – ритму (7-13 Hz) соответствует состояние покоя, релаксации, позитивных переживаний в процессе медитации, тета – ритму (4-7 Hz) – БДГ-фазы сна, состояние глубокой медитации, дельта – ритму (1-3 Hz) – глубокого сна без сновидений, состояние глубокой медитации. Опытному практикующему не составляет особого труда вызвать какие угодно ритмы мозговых волн, вплоть до дельта-ритма, как, впрочем, и изменять частоту пульса, дыхания, артериального давления и состояние других физиологических параметров. Однако в данном случае необходимо принимать во внимание еще один фактор – частоту сокращений мышц сердца, или пульс, который в состоянии покоя, каковым и является медитация с физиологической точки зрения, автоматически устанавливается на уровне 60-70 ударов в минуту. Этот ритм задается автономными регулирующими структурами сердца – т.н. водителями сердечного ритма, в результате чего волна возбуждения охватывает миокард человека приблизительно 1 раз в секунду (т.е. 1 Hz). Прим. авт.]
**[Как известно, в центрах ладоней этого буддийского божества располагается дополнительная пара глаз. Дополнительные глаза имеются также в центрах ступней и межбровье. Считается, что таким образом Белая Тара видит страдания всех живых существ в сансаре. Прим. авт.]
В практике темноты (янгти) условием возникновения видений является выполнение необходимых предварительных практик, в которые включены искусственное вызывание механических фосфенов посредством пальпации глазных яблок и акустических вибраций, вызванных произнесением и пропеванием на определенные мелодии мантр, призываний и молитв. Связь звуковых колебаний с процессом зрительного восприятия экспериментально установлена в ходе соответствующих экспериментов.«Результаты опытов показали, что незрительные стимулы (звуковые щелчки и удары по лапе) вызывают ответы в зрительном нерве у кошек (мышцы которых, в том числе и мышцы зрачка, были обездвижены). Кроме того, электрическая активность сетчатки (измеряемая с помощью электроретинограммы) и афферентов, берущих начало в сетчатке, также меняется в результате такой незрительной стимуляции. Наконец, как и в случае других сенсорных модальностей, стимуляция соответствующей части коры головного мозга вызывала изменение в рецептивных полях ганглиозных клеток сетчатки, например их величины.»[10]
Двустороняя активная связь нейронных зрительных полей сетчатки, латерального коленчатого тела и зрительной коры головного мозга проливает некоторый свет на характер возможных видений. «Как показали наблюдения целого ряда неврологов и нейрохирургов (О. Пётцль, 1918, Х. Хофф, 1932, У. Пенфилд, 1950), раздражение первичных отделов зрительной коры, проведенное на операционном столе, вызывало у больных лишь неоформленные галлюцинации (светящиеся точки, шары, языки пламени), в то время как такое же раздражение вторичных отделов зрительной коры приводило к возникновению оформленных, иногда сценоподобных галлюцинаций (звери, люди, бабочки или целые сцены). Эти факты убедительно показывают, что первичные и вторичные отделы зрительной коры по-разному участвуют в обеспечении зрительных перцептивных процессов, и что, если первичные отделы лишь выделяют доходящую до коры информацию, то вторичные отделы дают возможность превращать эти сведения в сложные структуры зрительного восприятия.
Схема точек затылочной коры, раздражение которых вызывает зрительные галлюцинации (по О. Пётцлю, Х. Хоффу и др.).
Цифрами обозначены те участки мозговой коры, при раздражении которых возникали следующие зрительные галлюцинации:
1 — "Светящиеся шары".
2 — "Окрашенный свет".
3 — "Белый свет".
4 — "Голубой диск".
5 — "Пламя".
6 — "Голубой туман".
7 — "Лица, звуки голоса".
8 — "Идущий человек".
9 — "Лица".
10 — "Звери".
11 — "Лица и бабочки"»*.