Подобие свойств в Науке Каббала
1. Важнейшим практическим понятием идущего по духовному Пути Творца, Свят Благословен Он, в соответствии с методикой Книги Зоар и актуальностью “последнего поколения”, в нашем времени и далее, в “третьем тысячелетии”, центральным по важности понятием является “подобие свойств”. Это, распространенное и в предыдущих поколениях, "духовное" понятие и явление, хотя и было достаточно широко употребляемо в Науке, не имело необходимого для осознанного и самостоятельного использования учениками Творца, “в разуме и ощущении этого мира”, точного и недвусмысленного определения, которое бы позволило каждому выстраивать свой Путь в соответствии с ним, будучи уверенным в том, что он, или она, делает в точности то, что нужно, и понимает то, что он делает, правильным образом, Милостью Благословенного. Ваш покорный слуга уже давно “подбивает клинья” в направлении этого выяснения, но, до сих пор, не смотря на впечатляющие результаты нового, открывшегося нам благодаря практическому раскрытию Книги Зоар, подхода к пониманию и реализации многочисленных аспектов духовного Пути человека, совершаемого “в едином соединении и в единой связи” мужских и женских свойств, в “Круге Жизни”, этого достигнуто не было, главным образом в виду того, что требуемая для подобающего раскрытия этого основополагающего понятия, практическая духовная ступень действительно и объективно высока, в особенности, относительно той “шкалы измерений”, которой мы привыкли пользоваться до того, как нам начала открываться, Милостью Творца, Свят Благословен Он, практическая методика Книги Зоар, очень сильно меняющая в жизни человека, стремящегося к Творцу, которого, казалось бы, и так “удивить” было не просто, буквально все, что называется “с ног на голову”, и обратно, много раз, настолько, что способность удивляться происходящему в принципе у человека притупляется, поскольку на это просто не остается времени. Да поможет нам Творец, Свят Благословен Он, Своей Благословенной Милостью и совершенным Своим Высшим управлением, направлением и ведением нашими жизнями и продвижением на Его Пути, приблизиться к этой ступени, и раскрыть эту ступень как подобает, и этим порадовать Его, и сделать еще один шажок по направлению к объединению Его Келим “этого мира”, равно как и всех тех, кто трудится над их формированием, выяснением и взаимовключением, “как один человек с одним сердцем”, во Имя и во Славу Благословенного, да пребудет вовеки и воистину Воля Его Благословенная, над всеми и каждым из нас, Его творений, рабов и детей, и сотрудников, потому что от этого требует нас уже реальность эпохи, в которой мы все находимся, открыто, осознанно и предваренно нашими молитвами к Нему, Его Милостью, поскольку именно регулярная молитва, предваряющая раскрытие Его Воли творениям, желающим быть подобными Ему и выполнять Его Волю и раскрывать Его Благословенный Свет мирам и творениям практически, является главным и критически важным условием осуществления этого Его Милостью, таким образом, чтобы это могло быть воспринято нами как Правило и как Реальность, происходящая со всеми людьми объективно и независимо, чтобы Его, совершенное и абсолютное благо, заключенное в этом управлении нами, могло быть раскрыто нами явно, и восполнено нашим собственным включением в Его “конец действия, включенный в начальный Замысел” создания Мира и Человека в нем, единого, как Он Един, отдающего и распространяющего Его Свет, подобно тому, как Он Его создает и распространяет, развивая и наполняя творения непостижимым совершенством, сокрытом в тайне дарования Торы, заповеди Любви и форме “духовного поручительства”. Да будет так по Воле Твоей, Господь, как хочешь Ты. Да свершится Милостью Твоей по желанию Благословенному Твоему, вовеки и воистину, Твое раскрытие творениям в “этом мире”, подобно тому, как не скрываешься Ты от духовного взора Твоих великих душ праведников в Мире Ацилут, Твоем Мире Исправления и практического получения творениями наполнения Твоим Благословенным Светом. Амен ве Амен.
2. В Науке Каббала есть две, существенно различающиеся, и требующие нашего внимания и понимания, принципиально разные формы отношений между “духовными объектами” (чтобы не множить сущности без необходимости, условимся сразу, что будем рассматривать совершенно любые объекты, а не только “духовные”, поскольку все есть Творец, Свят Благословен Он, и нет во всей Реальности никого, кроме Него). Это отношение “взаимовключения” (хитколелут – ивр.), называемое также “слиянием” (двекут), о котором пишет божественный мудрец Бааль Сулам, что “два объекта, имеющих одинаковые свойства, в духовном сливаются в один, так что нет совершенно никакой разницы между ними”. И отношение “подобия по свойствам”, связанное с вышеописанным состоянием, как ступень “Кли”, относительно ступени “Света”, Который, Милостью Господа, наполняет это Кли посредством Своего распространения от Творца к творениям, чтобы творения наслаждались этим Светом, доставляя этим наслаждение Творцу, и получали необходимые им “духовный опыт” и продвижение в собственном развитии, пока не раскроется полная ступень их исправления, путем взаимовключения друг в друга и выяснения их места и предназначения в единой Системе души человечества Адама Ришон, Светом Жизни и Любви Творца, “как один человек с одним сердцем”, когда “наполнится Земля знанием Моим и познают Меня все, от мала до велика”.
3. Слово “подобный” указывает на имеющееся отличие в свойствах рассматриваемых явлений, поскольку тому, что и так уже является единым целым в сути своей, нет ни нужды, ни объективной возможности указывать на их индивидуальные различия. Практический смысл отношения “слияния”, или “Света”, интуитивно и практически понятен, и не требует отдельного выяснения, поскольку является “добавкой”, к которой человеку “не требуется стремиться намеренно” (хотя только в ней раскрывается смысл всего происходящего с ним, равно как и со всеми мирами и созданиями, на Пути Творца, Свят Благословен Он) – некоторое явление, в Силу “личного управления Творца” изменило форму своего существования в мирах, грубо говоря, от “материальной”, к “духовной”, читай “единой и не делящейся на мое-твое”, поскольку это выяснение в принципе возможно и осмысленно только тогда, когда “я” и “ты” по определению являемся не единым целым, а каждый в своем собственном, в наших собственных ощущениях, индивидуальном существовании, отличном и независимом от других, восприятии, понимании и ощущении. Но когда между явлениями происходит таинство “взаимовключения”, Милостью Творца, Свят Благословен Он, посредством распространения Им Своего Высшего Света творениям, находящимся в требуемом состоянии “подобия свойств”, требование Заповеди Торы и Книги Зоар “любви к ближнему, как к самому себе” выполняется как безусловный, никак не зависящий от действий, мыслей, усилий и намерений самого человека, непреложный Закон “прямого действия”, определяющий форму существования Мира и определяющий свойства “естественной природы” каждого человека, включенного в это действие Творца, Свят Благословен Он, что немедленно находит свое отражение в его собственном “чувстве” и “знании” того, что происходит с ним, “здесь и сейчас”, в ощущаемом посредством опыта жизни, “органами тела”, и вполне по логике “этого мира” (хотя это происходит, строго “по научному” говоря, уже не совсем в “этом мире”, то есть, не на его “обычном месте”, а посредством подъема “этого мира” и “облачения” на Мир Ацилут, в результате объединения в Круге работников Творца, под Его “личным управлением” и ведением этого процесса).
4. Как известно из Науки Каббала, в частности, из “Введения в Науку Каббала” божественного мудреца Бааля Сулама, Цель творения, формулируемая каббалистами как “простое желание Творца насладить Свои создания”, достигается не самым “непосредственным” образом, который человеку, впервые знакомящемуся с этим определением и этой Наукой, сразу же приходит в голову, а посредством предварения осуществления вышеуказанной Цели и действия, определенной, достаточно серьезной и объективно необходимой, “подготовкой” каждого творения, равно как и всех творений, как единого целого (поскольку именно так мы объективно существуем в Реальности Творца, Свят Благословен Он, что необходимо помнить всегда, когда мы имеем дело со всем, что касается Его действий, “желаний” и “намерений”), результатом которой должно стать такое состояние рассматриваемого “творения”, которое пригодно для совершения с ним всего того, что подразумевается вышеуказанным определением, то есть, включено в понятие “насладить”. Это легко понять на примере из “этого мира”. Когда человек имеет намерение сделать подарок другому, чтобы продемонстрировать свое небезразличное отношение к нему, и его значимость в глазах дарящего, он, в первую очередь, должен позаботиться о том, чтобы выбранный для этого подарок имел ценность в глазах одаряемого, был ему полезен и необходим. Как мне кажется, мы все это понимаем более-менее одинаково, имея минимальный жизненный опыт “этого мира”. Когда человек производит действие, из “добрых намерений”, в отношении человека, “доставляя” ему, или ей, “подарок”, который не может быть воспринят объективно с благодарностью, в силу любых обстоятельств, он получает в точности противоположный желаемому эффект: такой “подарок” и для одаряемого, и для того, кто делает подарок, окажется досадной и нежелательной обузой, и оба они, в результате, получив определенный опыт, согласятся с тем, что лучше бы его вообще не было (не опыта, а подарка, конечно же, потому что именно опыт, получаемый в той или иной ситуации, объективно полезен и желателен всегда, в силу чего, кстати, и существует такое явление в жизни каждого человека, как “обратная сторона” управления Творца, когда к человеку Его управление приходит путями болезненными и не явными, пока вся полнота связанного с этим опыта человеком не будет получена и осознана, что позволяет ему совершить “оправдание Творца”, не только в настоящем и будущем времени, но и во всем, что происходило с ним до того, как он удостоился практического включения в Круг стремящихся к Творцу осознанно, в обычной жизни и по логике “этого мира”, а затем, произвести такое оправдание не только в отношении самого себя, но и в отношении всех творений Творца и во все времена, когда человеку раскрывается Свет Жизни и Любви Творца, Свят Благословен Он, явно и чувственно, в процессе работы этого Круга по методике Книги Зоар, удостаиваясь своего создания и формирования Творцом на “взрослой” духовной ступени “Розы” “Гадлута”).
5. Именно это происходит в случае творения и Творца, Свят Благословен Он, в процессе создания Им творений с известным, “простым” намерением. Творение, которое оказывается не готово к такому стремительному развитию событий, отказывается “получать” от Творца подарок, которого оно у Него не просило, и к его получению не готовилось, и поэтому не знает (и не хочет знать), что с этим делать, а “просто” возвращает весь Свет назад, а заодно, посредством этого, перестает находится в состоянии “слияния” с Творцом, Свят Благословен Он, в Силу раскрытия определенной “разницы” в их свойствах (собственного авиюта – меры самостоятельности и осознанности). Дело в том, что создание творения Творцом (на каждой ступени своей собственной “духовной работы”, вне зависимости от ее “общего прогресса” по ступеням, человек получает личный опыт, позволяющий получить точное представление об описываемых процессах), являющееся, одновременно, тем же самым действием, на которое каббалистами указывается как на “Цель творения” – “насладить Свои создания” происходит таким образом, что творение, включенное в совершаемое Им Самим, на Своей высокой духовной ступени, действие, являющееся сутью распространения Света Творца к творениям, причем, в процессе этого распространения, в Силу безусловного Закона, касающегося особенных свойств “духовной формы” “средней линии”, в которой существует человек и Мир, и в которой, одновременно, Творцом совершается это действие, то есть, распространение Света Жизни, от Его Мира Бесконечности, через все мироздание, и вплоть до этого, самого “нижнего яруса” “пирамиды творения”, “ниже которого” нет никого и ничего, кроме Него Самого, вся эта огромная “разница” в уровнях бытия, сознания и восприятия, на которых существуют Творец, Свят Благословен Он, и Его творения, совершенно никак не способна повлиять на “качество” проходящего этот длинный Путь Высшего Света – Света Жизни и Любви “Ор Хохма”, но он остается в точности тем же самым Светом, Которым Он является на самой высокой “духовной ступени”, в Мире Бесконечности Самого Творца. Это свойство Света Жизни нам следует хорошо запомнить, поскольку оно еще не раз отразиться конкретными практическими следствиями в духовной работе на Пути Творца, поскольку “получение” “ради отдачи” этого самого благословенного Света, является относительно всей этой работы, равно как и всей жизни человека, ее выполняющего Милостью Господа, одновременно “Альфой” и “Омегой”, инструментом, смыслом, целью, средством, действием, намерением, условием, результатом, и всем остальным, что только может иметь к нам отношение. Происходит это именно так потому, что, распространяясь в “желание получать”, создаваемое посредством этого же действия распространения в него Света, в результате “простого желания Творца насладить творения”, (что есть, чтобы не множить сущности, “просто” сердечное стремление, чтобы творения наслаждались, как это принято у людей, только без ожидания чего-либо взамен своей “доброты”, принципиально), созданные этим распространением Жизни Жизней “Келим этого мира”, находятся в этом Свете подобно тому, как зародыш находится в организме матери посредством действия зачатия. Это явление еще нельзя назвать человеком в строгом смысле слова, скорее, это определенный объем совершаемых родителями практических усилий и доброй воли к тому, чтобы этот человек был создан и смог начать жизненный Путь посредством “рождения в этом мире”, которому предшествуют стадии “зачатия посредством оплодотворения мужчиной женщины”, и “формирования плода в организме матери до готовности родиться и начать существовать”. В Науке Каббала эти этапы, имеющиеся на каждой завершенной ступени получаемого человеком опыта, в частности, духовного опыта на Пути Творца, называются “зарождением” (Ибур) и “вскармливанием” (Еника). В общем и целом их вместе принято называть “малым” (катнут) состоянием развития и получения опыта, хотя, это вызывает определенную путаницу из-за несоответствия “интуитивного” понимания вышеприведенных понятий “этого мира”, и подразумеваемых под ними духовных ступеней, поскольку относительно процесса своего “второго рождения” человек, достигающей “взросления” (Гадлут) находится на ступени новорожденного ребенка, а “вскармливание” его, на протяжении получения им предшествующей этому “малой” (Катнут) духовной ступени, происходит “внутри организма матери”, когда сам человек, совершенно очевидно, еще не родился на Свет, а, Милостью Творца, Свят Благословен Он, только готовится к этому.
6. В общем и целом, вышеприведенный порядок ступеней соответствует в Науке Каббала понятию “Имени Творца АВАЯ” (АВАЯ относится к ступени Зеир Анпин, а сам человек, к ступени Малхут. Но проходимый им посредством “раскрытия Творца” в Круге, проходящем процесс формирования “взрослой” ступени “Розы”, посредством практического раскрытия Книги Зоар “последнему поколению”, уже вступившему в процесс своего Конечного Исправления, человеку и человечеству, называется Зеир Анпин, или создаваемый самим человеком, в сотрудничестве с Творцом, Свят Благословен Он, и по Его Воле, замыслу и логике, собственной ступени “Рош”, то есть “головы” всего процесса своей жизни и Пути, равно как и путей, Милостью Господа, соединенных и связанных с человеком на этом Пути друзей и подруг. “Голова”, и в “этом мире”, и в духовной работе, в не меньшей степени, является органом и инструментом, самостоятельное и осознанное использование которого на благо общества выделяет человека из царства животных. Для начала пути к этому, человек должен захотеть, чтобы это когда-нибудь с ним произошло, может быть, не сегодня и не завтра, но обязательно и непременно. На Пути Творца “захотеть” – означает “попросить Творца об этом посредством совместной молитвы” в Круге). “Отказ” творения от наполнения Светом, Которым Творец захотел ее насладить, соответствующий понятию “первого сокращения”, посредством которого Творения и миры получили возможность существовать, как отдельная от Творца, “внешне самостоятельная”, форма, соответствует понятию “духовного зачатия” человека и Круга на ступени “Гадлут”, посредством подъема МАН (то есть, молитвы о приобретении человеком “желания получать ради отдачи”, что позволит ему не быть препятствием для раскрытия его товарищами и подругами в Круге совершенства “абсолютной и независимой любви”, которая, как известно из “Второй заповеди Торы” Книги Зоар, является совершенной только тогда, когда в ней есть совершенство с обеих сторон, как со стороны товарищей, то есть Самого Творца, так и со стороны самого человека). Одновременно эта ступень является совершением “второго сокращения”, “грехопадения Адама”, “разбиения Келим в Мире Некудим”, и “Конечного Исправления”. То есть, по сути, вся Наука Каббала, во всем ее многообразии форм и описаний духовной Реальности, в действительности является одним единственным действием Творца, Свят Благословен Он, совершаемом Им Самим над Своей Малхут в Мире Бесконечности, посредством подъема и включения в это действие человека (НАРАН) “этого мира” в форме “решимот” (МАН) “снизу”, чтобы это действие, совершаемое Творцом, Его творением, и человеком, Милостью Господа находящемся в сотрудничестве с Творцом и Его творением, в последствии могло иметь реальность и смысл, для самого человека, и для его товарищей и подруг в Круге Жизни, а затем и для всех остальных работников Творца, и, в итоге, для всех людей, по мере раскрытия и осуществления Творцом, Свят Благословен Он, процесса “Конечного Исправления”, посредством взаимовключения, Светом Жизни и Любви, Келим “этого мира”, “духовных миров”, и посредством работы преданных делу Творца каббалистов, трудящихся в форме “средней линии” в Кругах по методике Книги Зоар, получая и распространяя Свет Творца к творениям, стремясь лишь быть выполняющими во всем Его Волю и находиться в русле Его Желания, быть ведомыми и управляемыми Им, посредством благословения совместной молитвы и ответа на молитву, в форме подобия свойств “Мужчиной и Женщиной Он создал их”). Понятию "духовного рождения" в этом процессе соответствует "получение МАД" (ответа человеком на молитву, МАН, посредством которого произошло их зачатие, Милостью Творца). Эти действия разнесены по времени "этого мира", и, поэтому, рассматриваются как две отдельные самостоятельные духовные ступени, но на Своем месте, где это единое действие производится Творцом, Свят Благословен Он, оба понятия включены в него, без разделения по логике происхождения и времени.
7. По мере “нисхождения” “разбитых” келим Мира Бесконечности (все, что выше миров АБЕА, по классификации Науки Каббала, относится к Бесконечности Творца, Свят Благословен Он, то есть, к “ГАР”, являющихся принципиально непостижимой для человека ступенью), то есть, по мере “облачения” и “получения” Света, являющегося Даром Творца, Свят Благословен Он, творениям, Жизни и Любви, эта единая, общая, единственная, “многодействующая и собирающая”, “оживляющая миры” и “наслаждающая души праведников”, на Своем высоком духовном уровне, ступень, делится на все то многообразие ступеней, этапов, процессов и выяснений, которые имеются в Науке Каббала, от самого ее начала, и до самого конца, и нет в ней ничего, кроме этого описания, являющегося формой, значение и польза которой сильно зависит от свойств “мир, год, душа”, то есть того, кто, как и на какой “духовной ступени” использует эту информацию для саморазвития. В наше время, например, когда раскрылась новая форма ”подобия свойств” практической работы, и спала непроницаемая завеса с теоретической части Науки Каббала в связи с началом раскрытия Книги Зоар, значения и смыслы, актуальные и важные для нас, и для тех, кто будет идти по Пути Творца, Свят Благословен Он, после нас, во всем “последнем поколении”, это же самое действие (будучи единственным “действием” и различаемым “событием” на уровне Бесконечности Творца, в принципе) – причем, что характерно, не “такое же, как раньше” действие, а в точности то же самое действие, о котором каббалисты свидетельствуют давно, но совершаемое Творцом впервые и с новыми, никогда раньше не существовавшими в творении формами и возможностями, которые эти формы открывают перед каждым человеком, а перед учениками Творца – в особенности, буквально все, что можно было считать за основу, и на чем основывать свой Путь и понимание собственного места в мироздании, равно как и соответствующих этому месту актуальных задач и адекватных намерений, перевернуло с ног на голову, причем, не единожды, и не в каких-то частностях, а планомерно, как будто в этом и состоит Цель и задача данного этапа (очевидно, что так оно и есть, как говорится, если что-то плавает как утка, и крякает как утка, то это, скорее всего, и есть утка, а не лохнесское чудище, запущенное в пруд специально для того, чтобы нас запутать), так, что перед нами стоит фундаментальная задача выстраивания новых, за место потерявших значение и актуальность, в связи со сменой эпох, поколений и хронологических вех в общем процессе эволюции творения, смыслов, целей, намерений всего духовного Пути человека и человечества, на которых можно будет, так же надежно, как и на предыдущем этапе, благодаря труду Бааля Сулама и его последователей и учеников, можно было, надежно полагаться и основываться, а то и, по возможности, более выяснено, объединенно и осознанно, доставив этим, вне всяких сомнений, огромное наслаждение Творцу, Свят Благословен Он, поскольку, что называется “к гадалке не ходи”, без непосредственного, осознанного и намеренного, полноценного и регулярного, “получения” нами Его Благословенного Света Жизни, Любви и Мудрости, принципиально невозможно не только выполнение, этой, чрезвычайно важной для нас самих, равно как и для всего человечества, которое ждет от нас распространения “ради отдачи” этого Света от Творца к творениям, возвышенной и великой работы, но даже ее полноценное понимание и постановка как задачи и цели Пути, по которому мы идем, направляемые и благословляемые Творцом, Свят Благословен Он, как один человек с одним сердцем, готовые, без сомнений и колебаний, в любой момент, когда это будет угодно Ему, сделать все, что в наших силах и немного больше, чтобы Его творение получило этот Свет, поскольку в этом состоит Его благословенная Воля и Желание, а поэтому, у нас есть возможность приложить усилия и удостоится в этом доставить наслаждение Творцу, быть Его работниками и находиться в сотрудничестве с Ним, в подобии свойств и слиянии душ, ради осуществления Его совершенной, вечной, вознесенной над всеми мирами, и возносящей душу человека в подобие Себе, благословенной Цели.
Сделаем и услышим!