Для затравки поделюсь собственными впечатлениями и надеюсь, что местные завсегдатаи, ознакомившиеся с материалами, не поскупятся на изложение своих.
До поры до времени меня интересовали книги К. К. в отрыве от его личности. Когда по радио прозвучало сообщение, что автор мертв, это не стало громом среди ясного неба. По прочтении монографий К. К. было стойкое ощущение, что автор не столько изображает себя, сколько усредненного ученика, с его типичными реакциями и вопросами, а его прием состоит в том, что его книги лишь "притворяются" автобиографиями. Но настал момент такой, и я заинтересовалась биографией творца.
Кристоф Бурсейе Истина лжи
Изначально было сложно понять, что я читаю. Заявление автора о том, что он изначально реабилитировать К,К, в благодарность за счастливое детство, вызвало ироничную улыбку, поскольку почивший К.К. явно в этом не нуждался. Было подозрение, что читателя ждет головокружительный перепад от идеализации до демонизации, с острыми специями пропаганды. Уж таковы были название чтива и затравка. Одна из аннотаций лестно гласила, что Бурсейе написал одну из наиболее годных биографий, но рассказ Кристофа - совсем не биография, а исследование, основанное на анализе открытых источников, без точных ссылок, документов, дат, базирующееся на рассказах отвергнутых учеников, бывших жен и любовниц. Из всей этой мозаики складывался портрет "пожирателя женщин", нарцисса, мелкого тирана, мюнхгаузена и типичного главнюка тоталитарной секты. Однако в конце Бурсейе вполне себе честно подытожил итоги своей работы и признал, что все, что он получил - это отрывки сплетен. Но, тем не менее, внезапное "воскрешение" отправившегося в иные миры Дона Хуана в беседе К.К. со Свами Муктанандой не придумал никто, кроме самого К.К.
Эйми (Эми) Уоллес. Ученица мага
Правда частенько обретает иной окрас, когда слово берет вторая сторона. Но в сложившихся обстоятельствах приходится довольствоваться односторонним рассказом. Я не считаю, что статус рассказчика (личности, сильно вовлеченной эмоционально) дает основание относиться к его словам предвзято, но имею обыкновение делить полученные сведения на три. Но и этой трети в данном случае достаточно. Эйми Уоллес представила себя личностью, глубоко травмированной в детстве и ее рассказ изобилует двойственностью жертвы, которая обвиняет и вместе с тем оправдывает вторую сторону. Я склонна верить, что представленная картина "ашрама" во многом соответствует действительности. Как следует из истории, группа К.К. не занималась тем, что завещал ДХ, а дворцовыми интригами, взаимным почесыванием ЧСВ и иногда тенсегрити. И печальный финал первого круга, который отправился на тот свет как будто не в стремлении к абсолютной свободе, а из-за отсутствия смысла жизни, который свелся к личности нагваля. История умалчивает, что на самом деле случилось с Флориндой Доннер, Тайшей Абеляр и пр., но в случае с Голубым Лазутичком Нури Александер это, похоже, именно так. Отдельно запомнился эпизод с рассказом К.К. о самовоспламенении Флоринды Матус, от которой он едва оттащил Флоринду Доннер: как будто речь шла не о воспламенении огнем изнутри, а обычном возгорании с передачей огня от предмета к предмету.
Фильм ВВС "Рассказы из Джунглей" https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=10371721721070081762&text= &path=wizard&parent-reqid=1598026637327203-1412766655612681936300280-prestable-app-host-sas-web-yp-12&redircnt=1598026650.1
Ликбез по трем первым книгам К.К., приправленный выдержками из тех же рассказов Эйми Уоллес, бывшей жены К.К. Раньян и другими очевидцами. Посыл все тот же: К. К. был далек от описанного им идеала.
Нет возможности выяснить, писал ли К.К. книги лично (по собственным ощущениям, книги "Огонь изнутри" и "Искусство сновидения" как будто написаны разными людьми). Я даже допускаю, что за К.К. писала та же Флоринда Доннер. Для меня более важно само учение. Те практики, которые я освоила, уникальны и действительно работают, К.К. (или кто-то там еще) дал мощные ключи к осознанию. Но все это приправлено (я так вижу) толстым слоем отборного стеба. И дело не в шутках Хенаро, а в том, что истории про прыжки в пропасть, отсутствие Кэрол Тиггс, история Голубого Лазутчика и прочая фантастика походят на тест на дурака.