Методичка по практике магии внимания
Для того, чтобы остановить способ видения мира, который поддерживаешь с колыбели, недостаточно просто желать или просто принять решение. Необходима практическая задача.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
Содержание
Введение
1. Остановка внутреннего диалога
2. Перепросмотр
3. Сновидение
4. Неделание
5. Сталкинг
6. Магические пассы
7. Намерение
8. Дополнения
9. Система внедрение практик в повседневность
Заключение
Введение
Тот, кто читал Карлоса Кастанеду и почувствовал, что путь воина описанный в книгах автора, - его внутренняя предрасположенность, и решил изменить свой привычный способ видения мира, задается вопросом, - как это осуществить?
Есть люди, которым достаточно небольшого толчка или правильного указания, чтобы прийти к осознанию неких истин. Вспомните Элихио, - Дон Хуан считал его самым талантливым учеником. Элихио понадобилось совсем немного помощи учителя, чтобы раскрыть для себя мир магии осознания.
Или Соледад - безграмотная, толстая женщина преклонного возраста, но насколько разительным было ее преображение впоследствии применения практик. Она не была гигантом мысли, но, тем не менее, достигла своего результата волей и дисциплиной.
У каждого человека свой уровень энергии и осознания реальности. Есть те, кто увяз в рутине повседневности и не имеет достаточно энергии для того, чтобы измениться. Но если намерение наше непреклонно, можно преобразить свою жизнь несмотря ни на что.
Тем не менее, нельзя забывать, что зачастую в глубине души, сами того не осознавая, мы не желаем изменений. Свобода и неизвестность пугают нас. Для многих учение всего лишь средство получения некой волшебной палочки для собственных амбиций и ублажения своего «Я». Помня об этом, мы избежим главных ловушек собственного «ЭГО», которое порой играет с нами в замысловатые игры, только бы сохранить привычное положение дел.
На дворе XXI век, время информационных технологий. Идет охота за нашим вниманием. Быт, рекламные щиты, телевидение, политика, интернет - всё отнимает внимание, делая его спонтанно непроизвольным, постоянно отвлекаясь от одного к другому мы уже вовсе не управляем им. Формируется новый способ видения мира современного человека, в котором бытовая повседневность становится всеобъемлюще поглощающей наше внимание. Все это усложняет задачу преображения привычного взгляда на мир, поддерживаемого нами с колыбели. Нам все чаще становится недостаточно небольшого толчка или правильного указания для того, чтобы осознать что-либо. Даже приняв решение и желая изменить свою жизнь, наше внимание приходится в буквальном смысле вырывать из оков повседневности. Для этого, как говорил Дон Хуан, нам нужна практическая задача.
Некоторые почитатели трудов К.К. склонны думать, что понимают суть и глубину мысли учения, но не видят в его книгах четкого руководства к действию. Те, кого путь воина затронул глубоко, - не раз возвращаются к книгам и перечитывают их, словно пытаясь ухватиться за что-то важное, снова пережить волшебный опыт и погрузиться в мир, который увидели глазами К.К. Можно углубляться в различные размышления и умозаключения, изучая книги Кастанеды, но они сами по себе мало, что меняют в нас, если мы не действуем сообразно тому, что поняли.
Практические зерна, разбросанные на страницах всех книг, часто ускользают даже от опытного и пытливого взгляда. Те, кто находят практические элементы знания, начинают практики, будь то сновидение, магические пассы или остановка внутреннего диалога. Чаще бывает так, что практика не систематична и выборочна, что не дает ощутимых результатов.
Размышления на эту тему породили необходимость держать все найденные практические элементы под рукой для быстрого доступа и использования. Попытка объединить все приемы и упражнения учения, для возможности применять их каждый день, привела к созданию методички по практике.
Методичка представляет собой структурированный сборник практических элементов учения. Практическими элементами будем называть различные методы управления своим вниманием, а также приемы и упражнения, описанные в книгах К.К., его официальных интервью, а также найденные на просторах интернета из практик его многочисленных последователей. Все цитаты из первоисточника даны со ссылкой на книгу, из которой взяты. Упражнения или приемы без ссылки на источник позаимствованы из интернета. Авторский текст и комментарии методички выделены курсивом. Таким образом, легко понять источник того или иного текста. Это сделано для того, чтобы читатель сам для себя решил, насколько доверять той или иной информации.
Каждый раздел практик содержит, так называемый, «мотивационный листок». Это набор цитат, поясняющих практику, ее силу и необходимость. Это своего рода настройка намерения, усиливающая решимость действовать. Порция мотивации, которая поддерживает устремленность побеждать неотъемлемые свойства человеческого мира - такие как лень и праздность, как говорил Дон Хуан.
В подпункте «возможные результаты практики» будут приведены различные реакции или состояния, которые могут появиться в процессе практик.
Завершает методичку раздел, описывающий варианты внедрения практических элементов в повседневность. Придерживаясь выполнения их в стиле ежедневника (как инструмента планирования и правильного распределения энергии и времени), можно организовать свой день таким образом, чтобы всегда нашлось время и место для практики.
Общий Мотивационный листок
Нам требуется наша энергия и наше время целиком и полностью, чтобы победить весь этот идиотизм в себе.
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
А начинается все с какого-нибудь одного действия, которое должно быть целенаправленным, точным и осуществляемым с непреклонностью. Повторяя такое действие достаточно долго, человек обретает несгибаемое намерение. А несгибаемое намерение может быть приложено к чему угодно. И, как только оно достигнуто - путь свободен. Каждый шаг повлечет за собой следующий и так будет продолжаться до тех пор, пока весь потенциал воина не будет полностью реализован.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Новые видящие убеждены в том, что безупречный образ жизни сам по себе неизбежно порождает чувство уравновешенности, которое, в свою очередь, приводит к смещению точки сборки.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Он утверждал, что все новое в нашей жизни, в частности, концепции магов, которым он меня обучал, должно повторяться до полного нашего изнеможения, и только тогда мы этому открываемся. Он также отметил, что именно за счет повторения наши предшественники в целях функционирования в повседневном мире сделали нас общественными существами.
— Книга «Сила безмолвия» (1987), Карлос Кастанеда
Ритуальное поведение, повторяясь изо дня в день, заставляет первое внимание высвободить часть энергии, занятой созерцанием инвентаризационного перечня. В результате жесткость фиксации точки сборки несколько уменьшается.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Безупречного воина вовсе не обязательно должен кто-либо вести. Только за счет экономии энергии он способен самостоятельно достичь всего, чего достигают видящие.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Остановка внутреннего диалога
Остановка внутреннего диалога - поистине основа, главный ключ к магии управления своим вниманием. Практические задачи и методы остановки очень многообразны. Каждый может придумать свой собственный, помогающий ему способ остановки внутреннего диалога. Здесь мы вспомним базовые упражнения, которые описаны в книгах К.К. и некоторые другие приемы, которые помогут прочувствовать суть О.В.Д. Целью этой практики является состояние, в котором отсутствуют мысли и внутренняя вербализация воспринимаемых образов. Такое состояние является преддверием безмолвного знания.
Вместо определения
Преддверием безмолвного знания является состояние человеческого восприятия, которое маги называли внутренней тишиной состояние, в котором отсутствуют мысли и та безмолвная вербализация, которую маги называют внутренним диалогом.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
Мотивационный листок
Единственный способ мыслить четко, - это не думать вообще.
— Книга «Сила безмолвия» (1987), Карлос Кастанеда
Дон Хуан учил, что внутренняя тишина должна быть достигнута благодаря постоянному воздействию дисциплины. Он говорил, что ее необходимо накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине, даже если и на несколько секунд.
— Брошюра «Безмолвное знание» (1996), Карлос Кастанеда
Психические срывы - удел личностей, которые индульгируют на самих себе. Маги - не личности. В данный момент я подразумеваю под этим то, что непрерывность их жизней должна быть разбита во имя обретения внутреннего безмолвия, которое станет активной частью их структур.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
- Остановка внутреннего диалога является ключом к миру магов, - сказал он. - Вся остальная деятельность - только зацепки. Все это направлено лишь на ускорение эффекта остановки внутреннего диалога.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
- Внутреннее безмолвие начинает работать с того момента, как ты начинаешь развивать его в себе, - ответил дон Хуан.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Практика О.В.Д.
Базовое упражнение
В начале нашего знакомства дон Хуан предлагал мне для этого другую технику: подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением. Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 190-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
Походка силы
Эта практическая задача называется правильным способом ходьбы. Она кажется безобидной и бессмысленной. Как и все остальное, что имеет силу в себе или вокруг себя, правильный способ ходьбы не привлекает внимания. Ты не понял этого, и по крайней мере, в течение нескольких лет рассматривал просто как любопытный способ поведения. До самого последнего времени тебе не приходило в голову, что это было самым эффективным средством для остановки твоего внутреннего диалога.
- Как правильный способ ходьбы может остановить внутренний диалог?
- Ходьба в этой специфической манере насыщает тональ, - сказал он. - Она переполняет его. Видишь ли, внимание тоналя должно удерживаться на его творениях.
В действительности, именно это внимание в первую очередь и создает порядок в мире. Поэтому тональ должен быть наблюдателем этого мира, чтобы поддерживать его. И превыше всего он должен поддерживать наше восприятие мира как внутренний диалог.
Он сказал, что правильный способ ходьбы является обманным ходом. Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих отношений с глазу на глаз с элементами собственного описания не способен разговаривать сам с собой, и таким образом он становится тихим.
Дон Хуан объяснил, что положение пальцев никакого значения не имеет, и что нужно просто привлечь внимание к рукам, сжимая пальцы непривычными способами. И что важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного представления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормального зрения.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
Дополнение к базовому упражнению
Для того, чтобы достичь успеха в прекращении диалога, держи между пальцами несколько кристаллов кварца длиной два или три дюйма, или несколько тонких отшлифованных речных камушков. Согни чуть-чуть пальцы и зажми кристаллы или гальку между ними.
Эмиссар сообщил, что металлические предметы, если они соответствуют размеру и ширине пальцев, оказывают тот же эффект. Метод состоит в том, чтобы удерживать как минимум по три тонких вещи между пальцами каждой из рук, сжимая их почти до боли в кистях. Это давление необычно действует на внутренний диалог, успокаивая его. Эмиссар отдавал предпочтение кристаллам кварца; он сказал, что результат в этом случае будет наиболее эффективным, хотя для этой практики подходит все что угодно.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Созерцание листьев
Нас Нагваль учил пристальному созерцанию. Он никогда не объяснял нам, что же он, в сущности, делает. Он просто учил нас созерцать. Мы никогда не догадывались, что пристальное созерцание - один из способов уловить наше второе внимание. Мы думали, что это что-то вроде забавы. Но это было не так. Сновидящие вначале должны стать созерцающими.
Вначале Нагваль положил на землю сухой лист и заставил меня смотреть на него часами. Каждый день он приносил лист и клал его передо мной. Сначала я думала, что это один и тот же лист, но потом заметила, что они были разные. Нагваль сказал, что, когда мы осознаем это, мы уже не смотрим, но созерцаем.
Затем он стал класть передо мной кучу сухих листьев. Он велел мне чувствовать их, разбрасывая левой рукой и созерцая их при этом. Сновидец рассматривает листья по спирали, а затем сновидит узоры, образуемые листьями. Нагваль говорил, что если сновидящий вначале видит в сновидении узоры, а назавтра находит их в своей куче листьев, он может считать, что овладел созерцанием листьев. И еще он говорил, что пристальное созерцание листьев укрепляет второе внимание. Если ты созерцаешь груду листьев часами, как он обычно заставлял делать меня, то мысли утихают. Без мыслей затихает и внимание тоналя. Внезапно твое второе внимание цепляется за что-то в листьях и листья становятся чем-то еще. Нагваль назвал момент, когда второе внимание зацепляется, остановкой мира.
И это точно. Мир останавливается. По этой причине рядом всегда кто-то должен быть. Мы ничего не знаем о фокусах второго внимания. А так как мы никогда не использовали его, мы должны воспитать его, прежде чем отважиться на пристальное созерцание в одиночку. Трудность созерцания в том, чтобы научиться утихомиривать мысли. Нагваль говорил, что учит нас этому по куче сухих листьев просто оттого, что они всегда есть под руками. Той же цели может служить и любая другая вещь. Когда ты можешь остановить мир, ты стал созерцателем. А так как единственный способ достичь остановки мира состоит в постоянных попытках, то Нагваль заставлял нас созерцать сухие листья годы и годы. Я думаю, что это наилучший способ достичь второго внимания. Он комбинировал пристальное созерцание сухих листьев с поиском рук во сне. Мне потребовалось около года, чтобы найти свои руки, и четыре года, чтобы остановить мир. Нагваль говорил, что, когда уловишь свое второе внимание с помощью сухих листьев, начинаешь сновидеть, чтобы расширить его. Вот и все, что касается пристального созерцания.
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
Внимание!
Комбинирование упражнений «походка силы» и «созерцание» позволяет тренировать внимание в различных аспектах, то есть то расфокусируя его, то концентрируя мы делаем само внимание гибким и всеобъемлющим.
Пристальное созерцание было для меня настоящим откровением. Когда я выполнял его, мне стал ясен один важный момент во взглядах дона Хуана. Ла Горда описала задачу весьма смутно. "Ввинтиться в него" было скорее командой, чем описанием процесса. И все же оно было описанием при условии выполнения одного требования. Дон Хуан называл это требование "остановкой внутреннего диалога". Из утверждений Ла Горды относительно пристального созерцания мне стало ясно, что имел в виду дон Хуан, заставляя их созерцать, - именно остановку внутреннего диалога. Ла Горда сформулировала это как "утихание мыслей". Дон Хуан тоже заставлял меня делать это, хотя он вел меня по другому пути: вместо фокусирования взгляда, как это делали созерцатели, он научил меня открывать его, затопляя свое сознание и не фокусируясь ни на чем. Я должен был как бы ощущать своими глазами все 180° перед собой, удерживая глаза несфокусированными чуть выше линии горизонта.
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
Метод для вхождения во внутреннее безмолвие
Я побрел к кровати и стал искать единственного утешения, которое только мог вообразить: тишину и покой. Чтобы облегчить приход внутреннего безмолвия, я воспользовался приемом, которому научил меня дон Хуан: сел на край кровати, согнув ноги в коленях так, чтобы ступни соприкасались, а руки, охватив щиколотки, помогали им соединиться. Он когда-то дал мне толстый колышек, который я всегда держал под рукой, куда бы ни шел. Колышек был длиной в четырнадцать дюймов, и это позволяло мне, установив его между ног, поддерживать вес своей головы, упершись лбом в подушечку, приделанную к его концу. Каждый раз, заняв это положение, я моментально засыпал мертвым сном.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Метод "Слушать звуки мира"
- Как я могу перестать говорить сам с собой? - Прежде всего, ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки с глаз. Мы с самого рождения использовали свои глаза для того, чтобы судить о мире. Мы говорим с другими и с собой главным образом о том, что мы видим. Воин сознает это и прислушивается к звукам мира.
— Книга «Отдельная реальность» (1971), Карлос Кастанеда
Метод "периферическое зрение"
Состояние умственного покоя, которое дон Хуан называл "остановкой внутреннего диалога" или "неделанием разговора с самим собой". Чтобы научить меня выполнению этого, он обычно заставлял меня усиливать периферическое зрение. Этот метод был эффективен сразу в двух планах. Он позволил мне остановить свой внутренний диалог, и он тренировал мое внимание. Заставляя меня концентрировать внимание на периферии поля зрения, дон Хуан усиливал мою способность сосредоточиваться в течение длительного времени на одной единственной деятельности.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Метод "Звон в ушах"
Прием хорошо использовать в тишине, обратив луч внимания на шум в голове или звон в ушах. Если явного звона нет, то постарайтесь сосредотачиваться в попытках его услышать.
Метод "Остановка понимания речи"
Включить радио и следить за тем, чтобы воспринимался поток звуков и ум не цеплялся за слова. Идеальное исполнение, это, когда после минуты прослушивания речи, её смысл остался не ясен. Также можно использовать этот прием в любом месте где вы слышите речь.
Метод "Секундная стрелка"
Смотреть на секундную стрелку часов и не допускать появления мыслей, пока стрелка не сделает полный оборот.
Метод "Работа с собственной тенью"
Смотреть вдаль, а периферийным зрением неуклонно следить за своей тенью. Если тени в определенный момент нет, луч периферийного внимания должен ее искать. Особенно удобна практика во время вечерней прогулки по дороге, освещаемой фонарями, создающими множество наших теней.
Метод "Удивление"
Осматривая окружающие предметы вызывать эмоцию и мимику удивления, как будто объект внимания видится впервые, и при этом задавать себе вопрос "Что это такое?". Таким образом интерпретация приостанавливается. Для удобства представьте, что вы путешественник из прошлого в будущее.
Возможные результаты практики
Чувство тревоги
При каждом удобном случае дон Хуан повторял, что под влиянием внутреннего безмолвия возникает чувство сильной тревоги и единственным средством его преодоления служит прагматическое отношение к происходящему.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
Попасть в хламник
<...> в большинстве случаев миры, которые она собирала, были настолько близки к обычному миру нашей повседневности, что фактически являлись мирами-призраками
<...> любой человек может попасть в этот хламник, просто остановив внутренний диалог. Если сдвиг минимален, результатом является то, что называют игрой воображения. Если же сдвиг существенен, возникает то, что известно как галлюцинации.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Остановка мира
Желаемый результат - это то, что маги называли остановкой мира, - момент, когда все вокруг перестает быть тем, чем было всегда. Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека, - продолжал дон Хуан. - Маги древности также называли это абсолютной свободой. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Необычное восприятие
Остановка внутреннего диалога, говорил он, это дверь в состояние мага, дверь в мир, где необычное восприятие - повседневная вещь.
— Интервью: Карлос Кастанеда, Más allá de la Ciencia (1997 год)
Изгнание летуна
- Величайшим трюком этих древних магов, - продолжал дон Хуан, - было обременение разума летуна дисциплиной. Они обнаружили, что если нагрузить его внутренним безмолвием, то чужеродное устройство улетучивается, благодаря чему тот, кто практикует это, полностью убеждается в инородности разума, которая, разумеется, возвращается, но уже не такая сильная, после чего устранение разума летуна становится привычным делом. Так происходит до тех пор, пока однажды он не улетучивается навсегда. О, это поистине печальный день! С этого дня тебе приходится полагаться лишь на свои приборы, стрелки которых оказываются практически на нуле. Никто не подскажет тебе, что делать. Чужеродного разума, диктующего столь привычные тебе глупости, больше нет.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Команда Орла
Я сказал ему, что вполне отдаю себе отчет в том, что мне в общем-то удалось прекратить внутренние разговоры с самим собой. Но я понятия не имел, каким образом это произошло. Если бы у меня спросили, за счет каких действий я этого добился, я бы затруднился ответить. - Объяснение - сама простота, - сказал дон Хуан. - Это было изъявлением твоей воли. Тем самым ты сформировал новое намерение, новую команду. Ну, а потом твоя команда сделалась командой Орла.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
Перепросмотр
Дон Хуан настаивал, что перепросмотр - нечто большее, чем интеллектуальный психоанализ. А по словам Флоринды, главным элементом перепросмотра, на который стоит обратить пристальное внимание, является дыхание. Она говорила, что природа дыхания является тем, что дает жизнь и в то же время способность очищаться. Именно эта способность превращает пересмотр в практическое дело.
Если практика перепросмотра, описанная К.К. вам не очень понятна, то вы можете попробовать ознакомиться с системой, которую описал Леушкин Дмитрий, назвав ее «Турбо суслик». Она тоже о перепросмотре собственной жизни, правда имеет ряд своих особенностей, которые вы вольны принять или отвергнуть. Главной особенностью, которая заставляет обратить на нее внимание, - ее сугубо практическая суть, о которой автор высказался так: «Эта книга для тех, кто хочет, готов и будет меняться, а не трепаться и бесконечно перетирать ментальную жвачку на форумах. То есть книга для практиков.» Если эта система для перепросмотра вам понравится больше, чем описанная К.К., хуже от этого не будет, главное действуйте! Именно перепросмотр является той практикой, которая помогает выйти из множества тупиковых ситуаций, встречающихся на пути война.
Вместо определения
- Начни сегодня составлять свой список, - сказал он. - Раздели его по годам, по профессиям, составь его в любом порядке, но сделай его последовательным, начиная с самого недавнего человека, и закончи мамой и папой. А затем вспомни все о них. Хватит разговоров. По мере практики ты поймешь, что ты делаешь.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Мотивационный листок
- Маги исходят из того, что, для того чтобы внести что-то, должно быть пространство, куда это вносить, - сказал он. - Если ты наполнен до краев предметами повседневной жизни, то нет места ни для чего нового. Это пространство нужно построить. Ты понимаешь, что я имею в виду? Маги древности считали, что перепросмотр своей жизни создает это пространство. Он действительно делает это и, конечно, еще очень многое.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
- Сила перепросмотра, - сказал дон Хуан, - в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
В разговорах со мной дон Хуан всячески подчеркивал, что если человек намерен что-либо изменить в своем поведении, то делать это следует при помощи работы с инвентарным списком. Это единственный способ расширить свое осознание, освобождая его от негласных требований социализации, которые кажутся настолько естественными и привычными, что обычно их не только не изучают, но даже не обращают на них внимание.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
Она заверила меня, что совершенный пересмотр может изменить воина настолько же, если не больше, как и полный контроль над телом сновидения.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Новые видящие относятся к инвентаризации очень серьезно и составляют свои перечни с чрезвычайной тщательностью. Для того, чтобы затем над этими списками посмеяться. Если нет инвентарного перечня, точка сборки обретает свободу.
— Книга «Огонь изнутри» (1984), Карлос Кастанеда
- В перепросмотре есть тайная возможность выбора, - сказал дон Хуан. - Точно так же, как я говорил тебе, что тайная возможность выбора есть в смерти, возможность, которую находят только маги. В случае смерти тайная возможность в том, что люди могут сохранить свою жизненную силу и отказаться только от своего осознания, результата своей жизни. В случае перепросмотра тайная возможность выбора, которую нашли только маги, в том, чтобы предпочесть развивать свой истинный ум.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Дон Хуан утверждал, что, как только практикующий начнет взирать на свою жизнь в той отстраненной манере, какой требует перепросмотр, он уже не сможет вернуться к прежнему образу жизни.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Практика перепросмотра
— Как вы делали перепросмотр? — спросила я.
— Нужно воссоздать в памяти какое-то событие, представить его прямо перед собой. Затем, при движении головы справа налево, каждый из образов словно сдувается прочь, как будто бы мы сметали его прочь из нашего поля зрения... Дыхание — это магический процесс, — добавил он.
С окончанием перепросмотра заканчиваются также и все наши трюки, игры и чувства. Кажется, что в конце перепросмотра мы начинаем осознавать все наши уловки, и нет больше никакой возможности выпячивать наше эго, потому что нам становятся видны все его претензии. И тогда остается только задача, ясная и простая.
— Перепросмотр может сделать любой человек, но он должен обладать несгибаемой волей. Если вы колеблетесь, то вы пропали, Орел съест вас. В этой работе не должно быть места для сомнений, — сказал Кастанеда.
Интервью: Карлос Кастанеда, Грасиела Корвалан (1980-1981 год)
Два уровня перепросмотра
Он ответил, что существует два основных уровня перепросмотра; первый из них характеризуется формальностью и жесткостью , второй - подвижностью внимания .
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Первый уровень перепросмотра «формальный»
Подготовка списка
В древности работа с инвентарным списком, как формальное упражнение, проводилась следующим образом: практикующий припоминал каждого человека, с которым когда-либо встречался, и каждое событие, в котором принимал участие. В моем случае, типичном для современного человека, дон Хуан предложил подготовить специальное приспособление для припоминания, составив в письменном виде список всех лиц, с которыми я встречался на протяжении жизни. Причем перечислить их нужно было в обратном хронологическом порядке — начиная от настоящего времени и заканчивая самыми ранними воспоминаниями. Когда список был готов, он рассказал, как его следует использовать. Я должен взять человека, чье имя стоит первым, и восстановить в памяти последнюю встречу с ним. Это действие называется подготовкой события, предназначенного для припоминания.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
При восстановлении событий в памяти список имен используется как мнемоническое приспособление, которое отправляет память в непостижимое путешествие. Маги утверждают, что воспоминания о недавних событиях подготавливают почву для воспоминаний о событиях более далеких, позволяя восстановить их так же ясно и непосредственно.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
Внимание!
Описание практики перепросмотра повторяется во многих книгах, но каждое описание раскрывает свои аспекты этой практики, поэтому в методичке приведено несколько описаний перепросмотра, чтобы практикующий создал в полном объеме для себя практическую задачу.
Подробное описание
Требуется подробно вспомнить все, до мельчайших подробностей; это наиболее подходящий способ отточить свою способность к припоминанию. Следует восстановить в памяти, все сопутствовавшие событию физические детали — вплоть до рельефа местности, где оно происходило. После того как событие подготовлено, следует "войти" в место действия, как будто событие происходит в реальности, обращая особое внимание на мельчайшие особенности физического плана. Если, например, событие произошло в офисе, то существенно важно вспомнить все детали обстановки: на каком этаже расположен офис, как выглядели двери, стены, картины на стенах, окна, столы, предметы на столах — словом, все, на что можно было тогда бросить взгляд и впоследствии забыть.
Работа с инвентарным списком как формальная процедура должна начинаться с составления перечня хронологически более близких событий. Ведь то, что случилось недавно, можно вспомнить с большей точностью. Маги исходят из того, что человеческие существа способны воспринимать и сохранять в памяти огромное количество информации, наличие которой они не осознают, и что именно эти подробности и есть то, за чем охотится темное море осознания.
Во время работы с событием из инвентарного списка необходимо глубоко дышать, очень медленно и плавно поворачивая голову из стороны в сторону. Начинать можно с любой стороны, левой или правой — все равно. Повороты головы выполняются столько раз, сколько потребуется, при этом в памяти восстанавливаются все сохранившиеся детали происшедшего. По словам дона Хуана, маги называли это действие вдыханием собственных эмоций, затраченных во время восстанавливаемого в памяти события, и удалением всех нежелательных настроений и ненужных ощущений, испытываемых в тот момент.
Секрет эффективной работы с инвентарным списком заключается, по мнению магов, во вдохах и выдохах. Поскольку дыхание — важнейшая функция организма, позволяющая поддерживать его жизнедеятельность, то посредством дыхания человек может направлять в темное море осознания точную копию своего опыта, накопленного на протяжении жизни.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
Описание 2
- Маги выполняют перепросмотр очень формальным способом, - продолжал он. - Он состоит в составлении списка всех людей, которых они встречали, от настоящего времени до самого начала их жизни. Когда у них есть этот список, они берут первого человека в нем и вспоминают все, что могут, об этом человеке. И я имею в виду все, каждую деталь. Лучше перепросматривать от настоящего к прошлому, потому что воспоминания настоящего свежи, и таким образом заостряется способность вспоминать. Практикующие занимаются тем, что вспоминают и дышат. Они медленно и осознанно вдыхают, помахивая головой как веером справа налево, едва заметным поворотом, и аналогично выдыхают.
Он сказал, что вдохи и выдохи должны быть естественными; если они слишком быстрые, можно войти в режим того, что он назвал утомляющим дыханием: дыханием, после которого нужно нормально дышать, чтобы успокоить мускулы.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
Описание 3
Он объяснил, что при перепросмотре событие реконструируется фрагмент за фрагментом, начиная с припоминания внешних деталей, затем переходя к личности того, с кем я имел дело, и заканчивая обращением к себе, исследованием своих чувств.
Дон Хуан учил меня сочетать вспоминание с естественным ритмичным дыханием. Глубокий выдох следует делать в такт с медленным мягким движением головы справа налево; глубокий вдох делается при движении головы в обратную сторону - слева направо. Он называл этот процесс покачивания головой из стороны в сторону "обмахивание события веером". Ум исследует событие от начала до конца, в то время как тело "обмахивает" снова и снова все, на чем сосредоточивается ум.
Дон Хуан сказал, что маги прошлого, открывшие перепросмотр, рассматривали дыхание как магическое, жизненно важное действие и использовали его соответственно этому - как магическое средство. Выдох используется для выброса отрицательной энергии, оставшейся в них как результат события, перепросмотр которого осуществляется, а вдох - для возврата энергии, которую они потеряли в ходе взаимодействия.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Описание перепросмотра Флориндой
Флоринда объяснила, что ключевым моментом пересмотра является дыхание. Дыхание для нее стало магическим, потому что это функция, поддерживающая жизнь. Она сказала, что пересматривать легко, если уменьшить сферу стимуляции вокруг тела. В этом и состоял смысл ящика. Затем дыхание будет выносить на поверхность все более и более глубокие воспоминания. Теоретически сталкеры могут вспомнить каждое чувство, которое они испытали в своей жизни, а этот процесс у них начинается с дыхания. Она предупредила меня, что те вещи, которым она меня учит, являются лишь предварительными и что в другое время и в другой обстановке она научит меня тонкостям.
Она сказала, что ее бенефактор велел ей написать список тех событий, которые ей надо было пережить повторно. Он сообщил, что процедура начинается с правильного дыхания. Сталкер начинает с того, что его подбородок лежит на правом плече, и по мере медленного вдоха он поворачивает голову по дуге на 180 градусов. Вдох заканчивается, когда подбородок укладывается на левое плечо. После того, как вдох окончен, голова возвращается в первоначальное положение в расслабленном состоянии. Выдыхает же сталкер, глядя прямо перед собой.
Затем сталкер берет событие, стоящее в его списке на первом месте, и вспоминает его до тех пор, пока в памяти не всплывут все чувства, которые это событие вызвало. Когда сталкер вспомнит все эти чувства, он делает медленный вдох, перемещая голову с правого плеча на левое. Смысл этого вдоха состоит в том, чтобы восстановить энергию. Флоринда сказала, что светящееся тело постоянно создает паутинообразные нити, выходящие из светящейся массы под воздействием разного рода эмоций. Поэтому каждая ситуация взаимодействия или ситуация, в которой задействованы чувства, потенциально опустошительна для светящегося тела. Вдыхая справа налево при вспоминании чувства, сталкер, используя энергию дыхания, подбирает нити, оставленные им позади. Сразу за этим следует выдох слева направо. При помощи него сталкер освобождается от тех нитей, которые оставили в нем другие светящиеся тела, участвовавшие в припоминаемом событии.
Она сказала, что это - обязательная подготовительная ступень сталкинга, через которую прошли все члены ее партии как через введение в более сложные упражнения этого искусства. Если сталкеры не прошли этой подготовительной ступени для того, чтобы вернуть нити, оставленные ими в мире, а в особенности для того, чтобы выбросить нити, оставленные в них другими, нет никакой возможности практиковать контролируемую глупость, потому что эти чужие нити являются основой для безграничного роста чувства собственной значительности.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Второй уровень перепросмотра «подвижный»
На этот раз дон Хуан предложил мне новую методику для перепросмотра. Мне предстояло разгадать нечто вроде головоломки, составляя второстепенные с виду события моей жизни так, чтобы из мелких разрозненных кусочков получилась цельная картина. Путаница возникнет только тогда, если ты предоставишь своей мелочности подбирать события для перепросмотра. Предоставь решать это духу. Будь спокоен и начинай работать с тем, на что тебе указывает дух. Результаты такого метода перепросмотра поразили меня во многих отношениях. Удивительным было то, как я, успокоив ум, следовал затем совершенно независимой от моей воли силе, которая внезапно погружала меня в чрезвычайно детальные воспоминания какого-то незначительного события из моей жизни. Но еще удивительнее, что в итоге я получил довольно-таки упорядоченную конфигурацию событий. То, что по моему мнению должно было быть хаотичным, оказалось чрезвычайно содержательным.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Возможные результаты практики
- Маги считают, - продолжал дон Хуан, - что по мере того, как мы перепросматриваем свою жизнь, весь мусор, как я уже говорил, выходит на поверхность. Мы осознаем свои противоречия, свои повторения, но что-то в нас оказывает огромное сопротивление перепросмотру. Маги говорят, что дорога свободна только после колоссального потрясения; после появления на экране воспоминания о событии, которое сотрясает наши основы с ужасающей отчетливостью деталей. Это событие поистине тащит нас к тому самому моменту, когда мы его пережили. Маги называют это событие проводником, потому что после него каждое событие, к которому мы прикасаемся, переживается заново, а не просто вспоминается.
— Книга «Активная сторона бесконечности» (1997), Карлос Кастанеда
В результате второго периода перепросмотра я обрел новое для меня, более спокойное отношение к жизни.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
На более мирском уровне Перепросмотр дает человеку замечать в своей жизни те вещи, которые все время повторяются. Перепросмотр убеждает человека, и у него нет ни тени сомнения в этом, что он находится во власти сил, которые в конечном счете не имеют смысла, хотя на первый взгляд и кажутся крайне разумными. Маги утверждают, что если кто-либо предполагает изменить свое поведение, то это должно делаться при помощи Перепросмотра, так как это единственное средство, которое повышает осознание путем освобождения его от негласных требований социализации, того, что является настолько автоматическим, что не может быть исследовано;это может только наблюдаться. По этой причине маги называют Перепросмотр взглядом с моста.
— Брошюра «Безмолвное знание» (1996), Карлос Кастанеда
На повседневном уровне работа с инвентарным списком дает практикующим возможность проследить повторяемость событий в их жизни и окончательно убедиться, что все мы отдаемся занятиям и образу жизни, которые в конце концов не имеют ни малейшего смысла, хотя на первый взгляд и могут показаться вполне разумными.
— Книга «Магические пассы» (1998), Карлос Кастанеда
Флоринда сказала, что одним из результатов детального пересмотра является искренний смех при столкновении лицом к лицу с набившим оскомину проявлением самовлюбленности, являющейся сущностью всех человеческих взаимодействий.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Длительность практики
Пересмотр наших жизней никогда не должен заканчиваться, независимо от того, как бы хорошо он не был осуществлен один раз, – сказал дон Хуан. – Причина, по которой обычные люди не могут по своей воле действовать в сновидениях, состоит в том, что они никогда не совершали пересмотр своей жизни, и их жизни до самого верха наполнены отягощающими эмоциями, такими как воспоминания, надежды, страхи и так далее и тому подобное.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Сновидение
Искусство сновидения, описанное в книгах К.К., - достаточно объемный пласт информации со множеством тонкостей и практических задач. Здесь не будут описаны все практические приемы сновидения, поскольку основной задачей методички является вырвать наше внимание из оков повседневности, а остальной путь осилит идущий. Нас интересует лишь практическая составляющая начального этапа этого искусства, то есть упражнения и методы связанные с настройкой намерения перед отходом ко сну, контроль момента засыпания, и попытка управления лучом внимания непосредственно в самом сне.
Вместо определения
«Сновидение», в сущности, является преобразованием обычных снов в занятия, включающие волевой акт. Сновидящие, привлекая свое «внимание нагуаля» и фиксируя его на темах и событиях своих обычных снов, преобразуют эти сны в «сновидение».
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
Дон Хуан определял искусство сновидения по-разному. Наиболее туманное из этих описаний, как мне теперь кажется, является наиболее удачным. Он сказал, что искусство сновидения - это, по сути, неделание сна. Оно дает возможность практикующим его, использовать ту часть жизни, которую они обычно проводят в хаосе.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Мотивационный листок
- Нагваль велел нам показать тебе, что с помощью своего внимания мы можем удерживать образы сна точно так же, как мы удерживаем образы мира, - сказала Ла Горда. - Искусство сновидения - это искусство внимания .
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
- Нагваль сказал нам, что в счет идет только практика , - внезапно сказала Ла Горда, - Если постоянно уделять внимание образам своего сна, внимание прогрессирует. В результате ты можешь стать таким, как Хенаро, который мог удерживать образы любого сна.
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
Он объяснил, что формировать сновидение - значит точно и жестко управлять общим ходом сна, целенаправленно формируя возникающую в нем ситуацию, подобно тому, как человек управляет своими действиями, например, идя по пустыне и решая, скажем, взобраться на холм или укрыться в тени скал водного каньона.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
- Когда учишься формировать сновидение, весь фокус заключается в том, чтобы не просто посмотреть на объект, а удержать его изображение. Сновидение становится реальностью тогда, когда человек обретает способность фокусировать глаза на любом объекте. Тогда нет разницы между тем, что делаешь, когда спишь, и тем, что делаешь, когда бодрствуешь. Понимаешь?
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Настроить сновидение – значит обрести практическую способность точно управлять общим ходом развития ситуации во сне. Например, тебе снится, что ты – в учебном классе. В данном случае настройка сновидения будет заключаться в том, что ты не дашь ситуации, развивающейся во сне, переметнуться в другое место. Ты не перепрыгнешь из класса в горы. Другими словами, ты контролируешь вид класса и не позволяешь ему исчезнуть до тех пор, пока сам того не захочешь.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Практика сновидения
Настройка перед сном
Перед сном скажите: "Я сновидящий". Это является условием заявления вашего намерения. Не беспокойтесь о том, сновидящий вы или нет, сознание не увидит разницы. Это не ложь себе. Для обычного состояния это покажется ложью. Но это не будет ничем новым, так как мы лжем себе все время. Поэтому намеревайтесь сновидеть с той позиции, что вы собираетесь умереть. Как будто это вопрос жизни и смерти. Для чего вы себя бережете, для старости? Мы ждем, пока в ресторане не позовем: "Медсестра!" Что они сделают для вас? Дон Хуан задавал мне этот вопрос постоянно.
— Книга "Послание Карлоса Кастанеды", Армандо Торрес
- Если ты засыпаешь в состоянии полного спокойствия, это гарантирует тебе идеальное вхождение в сновидение, - сказал однажды голос эмиссара, - это способствует также развитию внимания в сновидении.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Для мужчин
Дон Хуан говорил мне, что наилучший способ войти в сновидение - концентрировать внимание на кончике грудины, на верхней части живота. Он сказал, что энергия, нужная для сновидения, исходит из этой точки.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Для женщин
- Сновидение женщины должно исходить из матки, потому что это ее центр, - заметила Ла Горда. - Мне для того, чтобы начать сновидение или прекратить его, нужно всего лишь сконцентрировать внимание на моей матке.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Поиск рук во сне
Для того, чтобы выработать привычку контролировать сны, тебе необходимо начать с чего-нибудь очень простого. Сегодня ночью ты должен будешь смотреть во сне на свои руки.
<...> Дон Хуан уверял, что руки он выбрал произвольно. Объектом для фиксации взгляда во сне могли бы быть не руки, а что угодно другое, все равно прием бы работал. Смысл задачи заключается не в том, чтобы отыскать в увиденном сне определенный предмет, а в том, чтобы задействовать свое внимание сновидения.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
В принципе можешь смотреть на что хочешь - на свои ноги, на свой живот, хоть на свой нос, в конце концов. Я советую смотреть на руки только потому, что мне лично так было легче всего.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Весь фокус состоит в том, чтобы не прекращать поиски рук во сне, даже если не веришь в то, что это имеет какой-то смысл. В самом деле, я же тебе говорил: воину нет нужды верить, потому что когда он действует без веры, он практикует неделание.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Первые врата сновидения
- Первые врата - это особый порог. Преодолевается он посредством осознания особого ощущения, возникающего перед тем, как человек проваливается в глубокий сон, - говорил дон Хуан. - Это ощущение сродни чувству приятной тяжести, которая не дает нам открыть глаза. Мы достигаем врат в то самое мгновение, когда осознаем, что засыпаем, паря во тьме и ощущении тяжести.
- Но как я могу осознать, что засыпаю? Существуют ли какие-либо специальные приемы?
- Нет. Никаких специальных приемов. Просто намерение осознать, что засыпаешь.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Упражнение в самом сне
Основной трюк в сновидении - удерживать образы, видимые во сне достаточно долго, чтобы тщательно их рассмотреть. Чтобы обрести этот вид контроля, вам нужно заранее выбрать какую-нибудь одну вещь и научиться находить ее в ваших снах. Дон Хуан предлагал, чтобы я использовал свои руки как точку отсчета и переходил туда и сюда между ними и образами. Через несколько месяцев я научился находить свои руки, и останавливать сновидение. Я был настолько очарован этой техникой, что с трудом мог дождаться времени, чтобы пойти спать.
Интервью: Карлос Кастанеда, Сэм Кин (1972 год)
Вовсе не обязательно смотреть именно на руки. Выбери что-нибудь другое, но выбери заранее, а потом, когда уснешь, - найди во сне то, что выбрал. Я посоветовал выбирать руки, потому что они всегда при тебе. Когда они начнут терять форму, отведи от них взгляд и посмотри на что-нибудь другое, а потом опять - на руки.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Прием использования точки отсчета был разработан магами с целью компенсации такого качества сновидений, как мимолетность. Каждый раз, когда ты выделяешь точку отсчета и бросаешь на нее взгляд, ты испытываешь прилив энергии. Поэтому для начала не пытайся взглянуть на большое количество объектов. Четырех будет достаточно. Потом постепенно ты будешь расширять диапазон, пока не научишься разглядывать все, что захочешь. Но всегда, как только образы начинают сдвигаться и ты чувствуешь, что утрачиваешь контроль, немедленно возвращайся к точке отсчета и начинай сначала.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
- Сейчас я еще раз расскажу тебе, что следует делать во сне, чтобы пройти сквозь первые врата сновидения. Сфокусируй взгляд на чем-нибудь, что ты выберешь в качестве точки отсчета. Затем переводи взгляд на другие объекты, мгновение смотри на них, сразу же возвращаясь к точке отсчета. Помни: если ты бросаешь лишь короткие взгляды, образы не сдвигаются.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Я сообщил ему, что в своей практике я уже добился того, о чем он мне говорил. Действительно, когда я бросал на объекты сновидения короткие взгляды, их образы не рассеивались. Я сказал, что сложнее всего преодолеть изначальный барьер, не позволяющий вывести сновидение в сферу нашего сознательного внимания.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
Метод проверка реальности
Проверка реальности - это какое-либо действие, совершаемое для того, чтобы выяснить спите ли Вы в данный момент или бодрствуете. Проще говоря, проверка реальности - это тест, призванный дать ответ на один единственный вопрос: «Я сейчас сплю?»
Метод частых проверок реальности является одним из самых эффективных способов достижения осознанности во сне. Помимо этого, он отлично тренирует память.
Важным условием практики проверки реальности является её выполнение в обычной жизни. Необходимо ежечасно спрашивать себя "Не сплю ли я?" и осознанно искать подтверждение одним из способов. Если проверка реальности осуществляется постоянно и долго одним и тем же способом, то мозг настолько запомнит его детали, что во сне сможет создать реалистичную эмуляцию. Поэтому способы проверки необходимо менять.
Но для начального этапа подойдет проверка реальности с помощью взгляда на руки, к тому же она поможет нам выработать саму привычку обращать внимание на руки, которая рано или поздно перекочует в наши сны, и станет той самой точкой отсчета, к которой надо возвращается при потере контроля над сном. Дальше можно использовать любой метод проверки реальности какой вам придёт в голову. Ущипнуть себя и оценить реальность ощущений, или попробовать проткнуть пальцем одной руки раскрытую ладонь другой руки, или зажать нос и рот руками для проверки возможности дышать.
В дополнение к этому приему можно использовать одну хитрость. Изготовьте или купите себе браслет на запястье. При проверке реальности смотря на руки первым объектом на который вы осознанно перебросите ваше внимание будет браслет. На месте ли он? Соответствует ли он тому каким вы его помните? Потрогайте его оцените реальность ощущений.
Возможные результаты практики
Я рассказал ему, как часто бывает непреодолимо трудно дать самому себе команду смотреть на руки. Он предупредил меня, что даже начальный этап подготовительной работы, называемый им "настройка сновидения", - это смертельная игра, в которую разум человека играет сам с собой, и какая-то часть меня будет делать все возможное, чтобы воспрепятствовать выполнению этой задачи.
По словам дона Хуана, это могли быть размышления о бессмысленности такого занятия, меланхолия или даже депрессия с суицидальными тенденциями. Я, однако, так далеко не зашел. В моем опыте преобладала комическая сторона. И все же результат был неизменно отрицательным. Всякий раз, когда я собирался взглянуть во сне на свои руки, случалось что-то необычное. То я начинал летать, то мой сон переходил в кошмар, а то и просто появлялось чувство очень приятного телесного возбуждения. Все это своей живостью выходило за рамки "нормального" сна, поэтому вырваться было очень трудно. В таких ситуациях мое первоначальное намерение увидеть свои руки обычно забывалось.
— Книга «Сказки о силе» (1974), Карлос Кастанеда
После того, как я научился давать себе команду смотреть на руки, мне уже было легко удерживать их изображение в течение довольно длительного времени. Мои контролируемые ночные видения, в которых, правда, не всегда присутствовали мои руки, занимали уже, как мне казалось, значительную часть общей длительности сна.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
- Ты действительно веришь в то, что я в самом деле достиг первых врат сновидения, дон Хуан?
- Да. И это очень много значит. По мере того, как ты будешь продвигаться дальше, ты увидишь, насколько легко тебе будет даваться практика сновидения.
— Книга «Искусство сновидения» (1993), Карлос Кастанеда
С тех пор, как я начал практиковать фиксацию рук во сне, сны мои сделались очень живыми и богатыми, а способность к их запоминанию возросла до такой степени, что я с легкостью мог восстанавливать их вплоть до самых незначительных деталей. Дон Хуан сказал, что следить за этими снами - пустая трата времени, потому что ни подробности снов, ни их живость не имеют ровным счетом никакого значения.
- Обычные сны всегда становятся очень живыми, стоит лишь человеку начать учиться формированию сновидений, - объяснил он. - Более того, их живость и ясность становятся серьезными препятствиями на пути…
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Неделание
Для многих выражение «неделание» не совсем понятно, сам Дон Хуан считал его трудным для объяснения, поэтому не будем его здесь разъяснять, а всего лишь приведем пару примеров этой практической задачи, на основе которых вы сможете сами смоделировать свои собственные «неделания». Это довольно обширный практический пласт в силу того, что «неделание» можно практиковать везде, в любое время и с чем угодно. Основная задача практики вносить диссонанс в привычное восприятие, разбивая его шаблонность. В последствии раскрывается главный аспект, секрет которого заключается не в том, что мы с собой делаем, а в том, чего не делаем.
Вместо определения
Он сказал, что нормальное человеческое поведение в мире повседневной жизни является рутинным. Любое нестандартное поведение, разрушающее рутину, оказывает необычное воздействие на все наше существо. Маг стремится именно к такому необычному эффекту, поскольку воздействие такого эффекта является кумулятивным.
— Книга «Сила безмолвия» (1987), Карлос Кастанеда
Мотивационный листок
"Неделание" он определил, как некое непривычное действие, вовлекающее все наше существо и заставляющее его осознавать свою светящуюся часть.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Дон Хуан говорил, что любая привычка является "деланием", и что для функционирования деланию необходимы все его составные части. Если некоторые части отсутствуют, делание расстраивается. Под "деланием" он подразумевал любую связную и осмысленную последовательность действий. Другими словами, привычка нуждается во всех своих составных частях, чтобы быть живой деятельностью.
— Книга «Второе кольцо силы» (1977), Карлос Кастанеда
Дон Хуан имел обыкновение говорить, что функция Неделаний состоит в создании преграды в обычном фокусе нашего Первого внимания. Неделания, в этом смысле, это маневры, предназначенные, чтобы подготовить первое внимание к блокированию функционирования Первого Кольца Силы, или, другими словами, для прерывания намерения.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
- Взгляни на тень этого валуна. Тень - это валун, но она - не валун. Наблюдать валун с тем, чтобы узнать, что такое есть валун - это делание. Наблюдать его тень - это неделание. Тени подобны дверям. Дверям в неделание. Человек знания, например, наблюдая за тенями людей, может сказать о самых сокровенных чувствах тех, за чьими тенями он наблюдает.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
- Это все правда, дон Хуан? - Если я отвечу "да" или "нет", я совершу делание. Но поскольку ты учишься неделанию, я должен ответить, что не имеет никакого значения - правда это или нет. И в этом - преимущество воина по отношению к обычному человеку. Вопросы истины и лжи беспокоят обычного человека, ему важно знать, что правда, а что нет. Воину до этого ровным счетом нет никакого дела. Обычный человек по-разному действует в отношении того, что считает правдой, и того, что считает ложью. Ему говорят о чем-то: "Это правда". И он действует с верой в то, что делает. Ему говорят: "Это неправда". И он опускает руки, он не действует; или, если даже и действует, не верит в то, что делает, что не меняет сути. Воин действует в обоих случаях. Ему говорят: "Это правда". И он действует с полной ответственностью, и это - его делание. Ему говорят: "Это неправда". И он действует с полной ответственностью, и это - его неделание. Понимаешь?
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Секрет заключается не в том, что ты с собой делаешь, а в том, чего не делаешь.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Практика неделания
Неделание созерцания листьев
В случае созерцания дерева я знал, что смотреть нужно на листья, и, естественно, немедленно фокусировал на них взгляд. При этом тени и промежутки между листвой никогда меня не интересовали. Последнее, что сказал дон Хуан, была инструкция начать созерцать тени от листьев на одной ветке и постепенно перейти к такого рода созерцанию всего дерева, не давая глазам возвратиться в привычный для них режим созерцания листьев. Первый сознательный шаг в накоплении личной силы - позволить телу "не-делать".
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Неделание совмещения изображений
Он взобрался на куполообразную скалу и крикнул, чтобы я поискал два небольших продолговатых камня. Руками он показал мне, какой они должны быть величины.
Я нашел два подходящих камня и отнес их ему. Дон Хуан воткнул их в трещину на расстоянии тридцати сантиметров друг от друга. Меня он поставил лицом к западу, так, что торчащие из скалы камни оказались между мной и солнцем. Потом он велел мне повторить упражнение с тенями этих камней.
<...> Он сказал, что мне следует свести глаза. Так же, как я это делал, выбирая место для отдыха. Но, в отличие от несфокусированного взгляда при созерцании земли в случае поиска места, сейчас нужно было сохранить максимальную четкость изображения. Задача заключалась в том, чтобы, сводя глаза, совместить изображения теней.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Пример для совмещения изображений:
Неделание самого себя
-Я уже знаю, что ты считаешь себя порочным, - произнес дон Хуан. - И это - твое делание. Теперь я предлагаю тебе подействовать на это делание другим деланием. С этого момента в течение восьми дней тебе следует себя обманывать. Вместо того, чтобы говорить себе, что ты отвратителен, порочен и бестолков, ты будешь убеждать себя в том, что ты - полная этому противоположность. Зная, что это - ложь и что ты абсолютно безнадежен.
- Но какой смысл в этом самообмане, дон Хуан?
- Он может зацепить тебя и привести к другому деланию. А потом ты осознаешь, что и то, и другое - ложь, иллюзия, что они нереальны, и вовлекаться в какое-то ни было из них, превращая его в основу своего бытия, - нелепо, что это - пустая трата времени, и что единственной реальностью является существо, которое живет в тебе и удел которого - смерть. Достижение этого существа, отождествление себя с ним и его самосознание есть неделание самого себя.
— Книга «Путешествие в Икстлан» (1972), Карлос Кастанеда
Неделание личной истории
Неделание твоей личной жизни состоит в рассказывании бесконечных историй, в которых нет ни единого слова о тебе реальном.
— Книга «Дар орла» (1981), Карлос Кастанеда
Неделание курения
Кастанеда: Вы, бедняга, дымите, как паровоз. Я курил, как и вы, и я выкуривал по четыре пачки сигарет в день, пока дон Хуан не предложил мне использовать к себе принуждение, чтобы бросить курить. Я должен был заняться "неделанием" курения. Для этого я наблюдал, как происходит курение. Прежде всего, я начал наблюдать "делание", как, встав утром, тут же ищу свои сигареты, "делание", как кладу их в карман, "делание" ощупывания кармана рубашки своей рукой, чтобы убедиться, что сигареты на месте. Местоположение сигарет, выкуривание двух из них по пути в колледж, и так далее, были моим "деланием" курения. Как и я, вы можете наблюдать, из чего состоит ваше "делание" курения. Подобная систематичная мера делания приводит человека к невыполнению подробностей акта курения. Чтобы "остановить мир" курения, человеку нужно научиться принудительно говорить "нет" "деланию" курения.
Интервью: Карлос Кастанеда, Луис Коссобудзки (1975 год)
Метод «Смена распорядка дня»
Фактически, это неделание своей жизни. Мы все имеем распорядки. Встаем, едим, ложимся спать, гуляем в одно и то же время. Если развалить этот порядок — уровень личной силы поднимется радикально.
Метод «Замена ведущей конечности»
Сюда входит принятие пищи левой рукой (если вы правша), завязывание ботинок с непривычной стороны, пользование «мышкой» левой рукой, выполнение различных упражнений начинать с необычной стороны.
Метод «Смена привычек»
В течение нескольких дней постоянно меняем свои привычки: любимые блюда, теле-радиопередачи, дороги, которыми мы ходим на работу, места, где привыкли сидеть (перестановка мебели) и т.д. Также, это упражнение сильно повышает уровень осознанности.
Метод «Беглый взгляд»
Смотрим на мир, не фокусируясь на предметах больше секунды. Дополнительно, это упражнение дает навык для практики сновидения, где становится бесценным.
Метод «Поставить себя в угол»
Постойте в углу минут 5.