"Мир невидимых" по традиционным воззрениям хакасов (духи Среднего Мира в хакасских традиционных представлениях XIX - XX вв.)
На протяжении Советского периода в России религиозные верования и мифология считались пережитком «темного прошлого» и всегда трактовались однобоко. Лозунг «самоценности» сибирских культур, их уникальности, как бы не распространялся на все, связанное с культами, обрядами и другими проявлениями народного менталитета. В результате истончался слой собственно этнической культуры, и вакуум заполнялся инновациями, безразличными к ценностям и идеалам народа. Дискредитация старой культуры привела к тому, что народы Сибири были отлучены от большей части своей исконной культуры. В последнее время – сообразно росту этнического самосознания – обозначился обратный процесс: обращение сибирских народов к константам собственного мироощущения.
Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается из различных компонентов, которые являются своего рода «этническими показателями», «этническими признаками», «этническими определителями». Одним из таких существенных признаков выступают традиционно-бытовые (в том числе, религиозно-бытовые) особенности духовной культуры, отличающую данную этническую общность от других этносов. В качестве отличительных этнических признаков выступают религия и мифология. Их влияние распространяется не только на интеллектуальную сторону человеческого сознания, но и на его эмоциональную сторону и находит выражение в совокупности действий – в обрядах и обычаях, в определенных формах быта, в действиях людей, в формах проведения досуга, в способах ознаменования важных событий личной и общественной жизни и в веками устоявшихся привычках и традициях. Поэтому изучение изменений в сфере религиозно-бытовой обрядности помогает решению такой общеметодологической задачи, как ретроспективный анализ культурной специфики этнических общностей.
Пантеон представителей невидимого мира духов в хакасской традиции широк. В эту категорию входят обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров. Верхний Мир населен девятью главными божествами – чаянами (творцами). Средний Мир – собственно человеческий мир, в котором человек полностью реализуется. Здесь он испытывает на себе воздействие духов Верхнего и Нижнего Миров, а также духов природных стихий и явлений и всевозможных, приносящих вред духов. В Нижнем Мире живет Эрлик-хан со своими сыновьями и дочерями, а также умершие люди. Согласно традиции, небожители и представители Нижнего Мира редко посещают Средний Мир. По всей видимости, «отдаленность» этих духов сказалась на сохранности в мифологическом сознании людей, представлений о них. В жизни хакасов наиболее живучими оказались религиозно-мифологические воззрения, связанные со Средним Миром, чего нельзя сказать о Верхнем и Нижнем Мирах. Хакасы до сих пор сохраняют обычаи и обряды, обусловленные представлениями о духах Среднего Мира. Прежде всего, это выражается в «кормлении» и обращении к духам-хозяевам стихий и природных явлений (духам гор, воды, огня и др.). «Для человека Средний реальный мир был наиболее доступным для освоения и познания» [Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещний мир. Новосибирск: Наука, 1988, С. 29]. Средний мир являлся центральной сферой, в которой находились, как бы в свернутом виде ценности и верования данного общества. Именно центр упорядочивает символы, ценности и верования. И центром он является потому, что он пределен, нередуцируем. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе. Хакасы, как и многие другие народы никогда не отделяли себя от природы и от занимаемой территории. Связь со своей исконной землей была так сильна, что при отправлении культов гораздо чаще обращались к божествам стихий природы, нежели к верховным Богам. До сих пор среди хакасов сохраняются традиционные верования, отражающие анимистические представления о природе и человеке. Безусловно, время вносит свои коррективы, многие традиционные представления осовремениваются и продолжают жить в модернизированных формах.
Традиционные верования всегда привлекали внимание ученых, а в последнее время, этот интерес даже усилился. Учитывая, что в связи с коренными изменениями в экономике, культуре и быте, в условиях нашей страны изменилось и старое миропонимание людей, ушли из сознания людей и из практической жизни некоторые явления, особенно связанные с религиозными представлениями, в том числе и шаманизмом, все большее значение приобретают материалы, собранные у людей пожилого возраста, несмотря на то, что они являются «продуктом» советского общества в их сознании еще сохраняются некоторые архаические представления.
Актуальность научных исследований в области религиозно-мифологических представлений определяются необходимостью не только раскрыть подлинную картину их бытования и выяснить генезис, но что самое важное, установить причины сохранения тех или иных традиционных представлений до наших дней.
В заключении подводятся итоги исследования. Изучение традиционной духовной культуры хакасов позволило выявить существование в ней устоявшихся идей и мифологических представлений, связанных со Средним миром. В традиционной картине мира хакасов, Средний мир был наиболее доступен для освоения и познания. Сам человек занимал центральное положение, как в структуре всего Космоса, так и Среднего мира. Религиозно-мифологические представления и обряды хакасов непосредственно связаны с условиями их труда и жизни, экологической средой. Природа, по традиционному представлению хакасов, живое существо и в ней живут такие же обитатели, как и сами хакасы. Осознание носителем традиционной культуры включенности своей судьбы в судьбу родной природы и мироздания в целом, предполагает идею органического единства Природы и Человека, связанных общей циркуляцией жизни и всеобщими свойствами бытия. Здесь мифопоэтическое мышление крайне актуализирует вопрос о необходимости согласовывать созидательные действия человека с законами природы. Хакасы, как и в прошлом, продолжают верить в реальность существования и наличие сонма невидимых живых существ, обитающих в природе. Прежде всего, обитателями «Мира невидимых», локализующимся в Среднем Мире являются духи гор, воды, огня, духи-покровители лошадей, теси (домашние божества), а также злые духи айна, болезнетворные духи и демонические существа – Поончах, Мусмал и др. Это обстоятельство, естественно требовало, чтобы человек вел себя с учетом этого окружения и соблюдал интересы «окружающих». Границы между миром природы, олицетворяемой всевозможными духами с миром людей, никогда не являются жестко обусловленными, потому что мифологический космос находится в состоянии «постоянного движения, пульсации, круговращения». Именно поэтому отсутствует абсолютное противопоставление мира людей миру духов. Последний, несмотря на свою чуждость и некоторую отстраненность, все же устроен, следуя социально-экономической организации земного бытия людей. Реальное социально-историческое бытие людей моделировало его религиозно-мифологическое мировоззрение. Многогранной была деятельность шаманов в хакасском обществе. Одной из важных функций шамана была медиаторная (между миром людей и духов). Деятельность шамана была напрямую связана с душой человека (испрашивание душ младенцев, возвращение похищенной души, препровождение в мир умерших и др.). Среди разновидностей души хакасы выделяли: тын (душа-дыхание), хут (двойник человека), сурну или суне (душа умершего человека, временно находящаяся в мире живых людей), харан (душа умершего человека оставшаяся в жилище), узут (душа умершего человека, полностью ушедшая в мир мертвых), хагба (душа-хозяин), хуйах (внутренняя сила человека).
Исторические и социальные изменения накладывали свой отпечаток на религиозно-обрядовую систему хакасов. В результате чего шел процесс ее трансформации – происходило упрощение и отмирание отдельных элементов обрядности, появлялись новые элементы, заимствованных у окружающего иноэтнического населения. В мифо-ритуальную сферу жизни хакасов, в результате этнокультурных связей, вошли элементы славянского язычества, христианства и буддизма. Общий процесс развития религиозных воззрений привел к деформациям и изменениям представлений о мифологических персонажах. Безусловно, что на древнейший мифологический пласт наслаиваются представления, отражающие современный уровень развития науки и техники. Духовная культура хакасского народа, как и любого другого находится под сильнейшим влиянием этнического сознания, которое является социально-психологической категорией и отражает состояние и формы осознания общности этноса, и способы самовыражения его взаимоотношений с другими этносами. В настоящее время хакасы, как и многие народы России, переживает один из сложнейших этапов своей истории. В этих условиях происходит трансформация многих ценностей, что предполагает поиск новых духовных ориентиров, способных стимулировать процессы этнической мобилизации и консолидации. Следует отметить, что мировоззренческая функция этнического сознания, призванная сохранять духовное наследие традиционной культуры и, таким образом, управлять выбором приоритетов жизнедеятельности на определенном историческом этапе, конструирует соответствующую стратегию этноса в его дальнейшей судьбе. В этом плане, усиливается значение национальной, духовной культуры, как адаптационного механизма, обеспечивающего устойчивость функционирования этноса в меняющемся мире.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Новые материалы по традиционным представлениям хакасов. В кн. – Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том V. Новосибирск, 1999 г., С. 595-598.
К вопросу о некоторых традиционных представлениях хакасов. В кн. – Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VI. Новосибирск, 2000 г., С. 486-488.
К вопросу о культе деревьев у хакасов. В кн.– Материалы XXXIX Международной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс: Археология и Этнография. Новосибирск, 2001 г., С. 38-39.
Образ Поончаха (черта-душителя) в хакасской демонологии. В кн. – Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VII. Новосибирск, 2001 г., С. 489-495.
Образ Суг ээзi – хозяина воды в системе традиционных представлений хакасов. В кн. – Материалы XXXX Международной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс: Археология и Этнография. Новосибирск, 2002 г., С. 54-55.
Духи гор: двуединая сущность. // Гуманитарные науки в Сибири, 2002, No 3, С. 34-39.
К вопросу о культе гор у хакасов (в печати).
«Чеек-хамнар» – «поедающие» шаманы в традиционных представлениях хакасов (в печати).
Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич
младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН
кандидат исторических наук
Отредактировано PaulK (12.05.18 16:22)
- Подпись автора
История Дона Хуана в других мирах )))
https://ranobes.com/chapters/perfect-wo … -huan.html