Мире: по поводу таращенья на свечечку. Не заклинивайтесь на ней. Сначала рассмотрим, зачем вообще это нужно? А нужно для остановки привычки всё проговаривать словами. То есть, по Кастанеде – для остановки внутреннего диалога. Для этого следует сосредоточить внимание на каком-нибудь одном объекте. Это может быть какое-либо физическое тело, идея или мысленная тема. Главное, чтобы поначалу она была достаточно простой, чтобы не вызывать мысленных ассоциаций. Но с идеей или проблемой дело сложное – она должна вызывать интерес, чтобы привлекать внимание, а вот с глядением на физический объект проще. Называется практика «экаграта», или «сосредоточение на одном». Этим одним может быть кусочек дерева, конец прутика или посоха, воткнутого в землю, черня точка на листе белой бумаги, матовый шарик или вот, пламя свечи. Свеча была настолько обычным явлением во времена, когда складывалась йога, что она вообще не вызывала никаких ассоциаций. Сегодня уже не то, так что надо быть поосторожнее.
Глядение на объект приводит к остановке взгляда, а зрение является одним из главных органов чувств и, соответственно, одним из главных центров восприятия (ничего кастанедовского, это чистая физиология!). Вы замечали такой психологический эффект: вот вы приобрели нечто вам понравившееся – картину, панно какое-нибудь, коврик и т.п. вещь, повесили на стену или накрыли тумбочку, положили на пол, полюбовались маненько и перестали вообще этот объект замечать. Это чистая психология на уровне подсознательного, когда мозг действует, не оповещая об этом действии разум (так происходит в 99% случаев работы мозга). Мозг уловил, что данная побрякушка не несет ничего опасного и ничего полезного, и дал команду органам чувств этот стимул игнорировать. Так экономятся ресурсы. Экономика должна быть экономной, как говаривал великий кастанедовец Леонид Ильич Брежнев.
Вот на этом принципе и на этой психологической особенности мозга и построена практика экаграты. Фиксация взгляда на объекте приводит к остановке внутреннего разговора. Но если вы думаете, что сходу у вас это получится, глубоко ошибаетесь. Если вы особо способные, то за год освоите, если не особо, как я, то и в 6 лет не уложитесь. Поэтому гораздо легче всё просто выдумать, как это Норрис и другие делают, и экзальтационную истерику выдать за «достижение». А истерика достигается достаточно легко.
Процесс экаграты немного ускоряется, если соблюдать определенные условия. Во-первых, практиковать надо всегда в одно и то же время и в одном и том же месте. Перед практикой нельзя заниматься возбуждающей тело и нервную систему деятельностью. Поэтому рекомендуется практика утром на рассвете. Правда, эта рекомендация подходит индусам, у которых солнце встает почти в одно и то же время. Для питерцев с их белыми или темными ночами просто надо вставать на час раньше, когда все спят, и практиковать. Это помогает выработаться условному рефлексу. Когда в этой практике вы достигнете определенного уровня, то будете сосредотачиваться на чем угодно и в любой обстановке. Желудок не должен быть ни пустым, ни переполненным. Поэтому можно выпить чашку воды или молока, кефира, ряженки, съесть один-два огурца – в общем, что-нибудь, не возбуждающее нервную систему. Поза любая, классика требует вертикально выпрямленную спину. Но китайцы выполняют эту практику и лежа, но тогда они сосредотачиваются на дыхании. «Глотать дыхание» называется. Но лежа вы можете заснуть.
Итак, уселись в удобную позу, направили взгляд на объект, вдохнули, выдохнули, и на выдохе «выбросили» из головы все мысли. Взглядом фиксируете не объект, а точку на полметра-метр за этим объектом (Норрис правильно это указывает). Тогда объект будет слегка «расплываться», то есть, будет нерезким. (Дон Хуан рекомендует так ходить, направляя взгляд в никуда). Через некоторое время вы ловите себя на том, что в голове мелькают образы и слова. Всё, период сосредоточения закончился. Снова вдохните, выдохните и повторите всё сначала. Через некоторое время у вас возникнет внутреннее напряжение, раздражение, периоды сосредоточения без мысли начнут сокращаться. Всё, на сегодня достаточно.
Вначале вы и пяти минут не продержитесь, потом, где-то через полгодика, если не бросите, длительность медленно-медленно начнет увеличиваться. И здесь вы столкнетесь с двумя ловушками: ловушка экстатического транса – вспышка восторга, либо попадание в ступор, он называется состояние чурбана. Если вы увлеклись этими состояниями и приписали им некое «достижение», всё, Путь для вас потерян. Но вы лично будете уверены, что достигли освобождения. И есть ещё одна опасность: экстатические истерики могут довести вас до шизофрении или неврастении, а ступор вообще до смерти, если продлится слишком долго. Поэтому рекомендуется взглядом фиксировать пламя свечи, а свечу ставить в блюдце с водой. Свечу выбирают такого размера, чтобы она горела определенное время, равное вашей обычной практике. Когда свеча догорает, пламя, попадая в воду, трещит и возвращает идиота, впавшего в ступор, в нормальное состояние. В ашрамах, где идут групповые занятия, есть специальные следящие, которые определяют таких практикующих и бьют их палкой по плечам. Палка особая – расщепленная и при несильном ударе производит сильный треск (клоуны в балаганах лупили друг друга такими палками). Это, с одной стороны, возвращает мозги практикующему, а, с другой может сразу перевести его в нужное состояние самьямы, которое Кастанеда называет «вторым вниманием».
У обычного человека длительность неотрывного внимания без внутреннего говорения не превышает 20 секунд, когда достигается длительность в 3-5 минут (у кого как) практикующий начинает переживать определенные физические и визуальные феномены. Какие, писать не буду, чтобы вы не занимались воображением. При двадцатиминутном сосредоточении процесс становится автоматическим – вам уже не надо прилагать усилий, чтобы направить внимание на всё, что угодно, теперь вам приходиться «отрывать» его от объекта. Очень опасный период, так как ученик не всегда способен это состояние контролировать. На этот период ему рекомендуется отшельничество. Когда длительность сосредоточения достигает 2,5 часов, ученик становится мастером и достигает освобождения.
Вот такие пироги. Простенько и со вкусом.