ОБЪЯСНЕНИЕ МАГОВ
Книга 4 (Карлос Кастанеда, «Сказки о силе»), часть 3
Чистка тоналя – это самое решительное изменение образа жизни. Это не смена настроения, это полное преображение («Впрочем, ты как был тупым идиотом, так им и остался» - захохотал Дон Хуан в этом месте). В этом случае маги говорят, что человек прибыл на последний перекресток, но это просто метафора. Нет никакого перекрестка и нет никакого последнего шага. И никаких секретов в практике магов не существует, потому что всё зависит от самого воина, его личной силы, которая только одна и позволяет извлечь пользу из объяснений. Но слушать их хотят очень немногие и ещё меньше хотят следовать объяснениям. Совершенно неважно, что человек скрывает или открывает, важно, какой силой он обладает. Каждое мгновение, нас окружает вечность. И свои границы можно расширять в любом направлении бесконечно. Любое мгновение может стать вечностью, если уметь использовать его.
(Насмешливо глянув на меня, Дон Хуан добавил, что открыл мне самую сокровенную тайну магов. И что во мне изменилось? Необходимо уметь сохранять свою целостность, но у меня нет силы. Если бы у меня было достаточно силы, я бы моментально этой тайной и воспользовался). Объяснение открывает дверь в бездонную пропасть, а ощущение ясности, безопасности и спокойствия – просто мираж. Годы тяжелого учения являются только подготовкой к тому, что ждет человека за этой дверью. Объяснение магов кажется простым, но если воин открылся ему, оно наносит страшный удар, и выдержать его можно только сосредоточив всё внимание на восприятии. Но и само объяснение является трюком магов, смысл которого постигается значительно позже.
Прежде всего, учитель никогда не ищет учеников, на ученика учителю указывает знак. Тогда следует сковать волю человека, устремив взгляд силы в его правый глаз. Это заставляет человека остановить внутренний диалог. Это насильственный захват и хватать надо нечто, находящееся за глазом. Естественно, это попытка определить словами неопределимое. Но такой взгляд появляется только тогда, когда воин научился направлять свою волю в одну точку. Иначе ничего не получиться и не стоит даже пытаться. Никакая практика такой силы не дает, она приходит сама, когда сочтет это нужным, и никто не знает, когда она придет и в каком виде. Поэтому воин должен быть всегда начеку.
По мере продвижения по пути у воина левый глаз становится способным схватывать до тех пор невидимые детали и становится несколько отличающимся от правого – немного больше или меньше, другого оттенка, или начинает слегка косить. После того, как ученика зацепили, начинается его подготовка. Самым трудным и первым шагом является усвоение учеником идеи, что мир вокруг него является только описанием, которое он сам и выдумывает. Никаким принятием решений и теоретическими рассуждениями эта идея не постигается, необходимо упорное стремление докопаться до истины. Это изматывающее нервы состояние постоянной неудовлетворенности и попыток решить какую-нибудь проблему, застрявшую в уме. Помогает в этом практика, называемая «правильной ходьбой». Ученик идет, глядя прямо перед собой, ни на чем не фокусируя взгляд. В результате ум перегружается равнозначной информацией и внутренний диалог замолкает. Вместо правильной ходьбы можно применять и другие действия, которые не имеют значения, но требуют внимания и времени.
Кроме правильной ходьбы следует выработать гораздо более тонкое отношение к любому своему действию: действовать надо ради самого действия, не привязываясь к результату. Но объяснять ученику смысл практики нельзя, наоборот, необходимо отвлекать его внимание от основной цели, давая важные на поверхностный взгляд, но пустые задания. Маги убеждены, что все люди – это куча никчемного отребья и по своей воле они никогда не откажутся от чувства собственной важности и привычки всё проговаривать словами. Поэтому, ученика следует обмануть, и заставить его смотреть на основную практику, как на побочную и второстепенную. Это подготовит его к прямому столкновению с нагвалем. Это столкновение является и окончанием учебы. Благодаря такому обходному маневру, ученик шутя осваивает практики, которые при прямом усилии разрушили бы его психику.
Стирание личной истории и практика сновидений – это помощь, укрепляющая устойчивость ученика и повышающая его осторожность. Без этого воину не выжить. Поэтому учитель постоянно старается вышибить ученика из привычной колеи мышления и чувств. Но здесь от учителя требуется точно определить психологию ученика, чтобы не дать ему сломать свою психику. Помимо стирания личной истории ученик должен освоить ещё три вспомогательных практики – уничтожение чувства собственной важности, принятия на себя ответственности за свои действия, и использование смерти как советчика. Без этих практик ученик может впасть в двойственность, от этого его освобождает такой советчик как смерть.
Но тональ неизменен, как от него можно требовать полного преображения? Речь идет не об изменении тоналя, а о ревизии его содержания и изменении использования элементов этого содержания. Стирание личной истории и взятие ответственности на себя за свои поступки как раз и изменяют использование содержания тоналя. Если ученик освоил эти практики, он «прибывает на перекресток» и делает одну из двух ошибок: решает, что ему просто морочат голову, или понимает слова учителя буквально. Обычно ученик ждет точных и детальных описаний того, что в принципе словами не описываемо. Поэтому ученика тем или иным способом погружают в состояние неопределенности, которое позволяет ему усвоить, что на Пути нет никакой точности, и всё зависит от его умения видеть истину. При этом обязательным условием является полная трезвость мышления мага. Но разум действует только в рамках своей идеи мира. Когда разум загружается равнозначной информацией, он иногда выходит за рамки этой своей идеи и тогда вот это новое восприятие формируется в его мозгу как образ Союзника. Но маг может увлечься этим новым восприятием и потерять себя в лабиринте фантазий. Решение проблемы к нему приходит только в момент смерти. Чтобы не потерять себя, следует смотреть на мир с одной точки зрения, неважно, какой. Тогда воин приходит к целостности самого себя. Для столкновения с нагвалем следует иметь здоровый тональ и здоровое тело.
Но на этом рубеже ученик обычно теряет интерес к учению и тогда учитель подстраивает ему ловушку – подсовывает настоящего противника. Противник, несущий угрозу, привязывает ученика к точке отсчета и наполняет смыслом его действия. Если ученик прошел этот рубеж, он получает задание. Задание зависит от характера ученика, но оно должно включать разрушение обычного распорядка жизни, неделание и фокусировку внимания. Эти практики приводят к сновидениям. Сновидение – это полное использование нагваля, которое приводит к появлению внутреннего учителя или поводыря. Дон Хуан называл его «Благодетель».
Что должно быть введено в нагваль? Разум выключен, поэтому в него вводится восприятие. Вот тут и появляется объяснение магов, которое само является трюком. Мы живем внутри пузыря, которое есть наше восприятие. Мы видим на стенках этого пузыря свое отражение и принимаем его за видение мира. Этот пузырь следует открыть, чтобы увидеть истинную картину мира. Только тогда можно стать целостным. Наше восприятие приучено концентрироваться на определенных деталях содержания тоналя. Задача учителя – переместить эти детали в сферу разума, то есть, ученик должен научиться осознавать, почему он концентрируется именно на этом, а не на другом элементе. Такой подход делает восприятие правильным, четким и отражающим действительность. Но одновременно он сталкивает восприятие с невероятными ситуациями, и к ученику приходит понимание ограниченности разума. Стараясь сформировать новую картину мира, ученик стягивает всё содержание тоналя в небольшой объем, а остающаяся часть становится его волей. Мы ошибаемся, считая разум единственным источником восприятия. Мы светящиеся существа и имеем несколько точек восприятия.
Но здесь воин встречается с силой и никто не знает, к чему это приведет. Многие воины просто не захотели возвращаться из нагваля к тоналю, миру внешнего порядка и беспокойства. Если он возвращается, то должен пройти свою жизнь до конца, неважно, удачной она будет или нет. Всё зависит от неуязвимости духа, а эту неуязвимость уничтожает торопливость. Воин не должен входить в неизвестное в состоянии печали, он должен идти с радостью. (В заключение Дон Хуан посмотрел на меня, расхохотался и сказал, чтобы я не принимал близко к сердцу всё сказанное им. Всё это объяснение не имеет никакого значения. В зачет идет только воля).
Отредактировано Валентин (11.06.17 08:06)