Кастанеда форум Original

Объявление

Добро пожаловать на «Кастанеда форум Original»!
WWW.CCASTANEDA.RU - архив материалов из мира Карлоса Кастанеды.
Для Вашего удобства предусмотрены: поиск Яндекса и поиск форума.
Действует Telegram канал форума Голос Духа.
WWW.CCASTANEDA.RU
Архив материалов из мира Кастанеды.
Активные темы | Поиск форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кастанеда форум Original » Многообразие практик » Равновесие, тень и ветер эмоций


Равновесие, тень и ветер эмоций

Сообщений 21 страница 28 из 28

21

Космология ограниченных чисел
Когда Будду спрашивали, вечны или не вечны мир и отдельная личность, то и другое вместе, или ни то, ни другое, бесконечны они или ко¬нечны, он хранил молчание. Его безмолвие по поводу таких предположе-ний о началах и концах было отрицанием как абсолютистского, так и ниги¬листического подхода к миру и отдельной личности. С одной стороны, это подразумевает отрицание того, что мир был создан Брахмой или иным сверхъестественным существом, а с другой — отрицание того, что его существование не имеет никаких причин. Кроме того, Будда отрицал, что мир возник вследствие преображения изначальной субстанции (пракрити), как утверждала индийская философская школа санкхья. В этом отношении буддизм — поистине нетеистическая религия, поскольку в нем нет места понятию бога-творца. Буддийская космология признает процесс творения, но не признает какого-либо сверхъестественного творца.
Кто же тогда создал мир? Буддист ответит, что мир создает коллективная сила эволюционных действий (Санскр. карма. — Прим. ред.) живых существ; следовательно, в со¬творение мира внесли свой вклад все существа. В данном контексте «эво¬люционное действие» означает накопленный потенциал, остающийся в по¬токе сознания в результате выполнения любого физического, словесного или мысленного действия, в истоках которого лежит привычка ума дер¬жаться за понятие «я». В соответствии с законом причинности, этот накоп¬ленный потенциал способен создавать как конкретные следствия в непре¬рывном потоке субъективного переживания каждого отдельного существа, так и внешнее окружение, в котором это существо обитает. Таким образом, существа связаны с окружающей средой причинно-следственной связью, поскольку мир есть результат кармы существ. Дабы доказать, что конкрет¬ные причины приводят к конкретным следствиям, буддийская философия должна определить связующий фактор, а также ответить на вопрос: «Из чего складывается личность?». Конгтрул вкратце описывает разные взгля¬ды различных буддийских школ на природу связующего фактора. Напри¬мер, последователи одной из школ мадхьямаки считали, что этот фактор есть не что иное, как «просто личность». (Здесь слово «просто» подразу¬мевает, что личность существует лишь в условном смысле.) Конгтрул ука¬зывает, что все эти воззрения так или иначе несовершенны, но собственно¬го мнения по этому вопросу не высказывает.
Важнейший вопрос сотворения мира в трактовке Конгтрула - это созидательные отношения между умом и материей. Мощными движущими силами созидания считаются «ветры», или энергии. Эти энергии возникают из накопленных действий существ, которым предстоит родиться. Поскольку эти энергии представляют собой проявление действий существ, они на¬делены особыми силами, способными формировать новый мир. Таким обра¬зом, энергии кармы создают мост между умом и материей. Великая тайна сотворения материи умом заключается именно в том, как накопленный по¬тенциал действий становится внешней энергией, способствующей сотворению мира. Наряду с энергиями в процессе творения участвуют и другие факторы.
Согласно тантре Калачакры, рассеянные частицы материи, оставшиеся в пространстве после разрушения предшествующей мировой системы -  это «галактические семена», которые, сближаясь, образуют новые планеты, звезды и т. п., причем этому процессу способствует взаимодействие пяти материальных элементов. Космология Хинаяны утверждает, что энергии возникают из десяти направлений и вследствие давления и трения порожда¬ют изначальную воду. Эта изначальная вода содержит семена, из которых возникает грубая материя, принимающая затем разные формы под действи¬ем ветров-энергий, порожденных накопленной существами кармой.
Согласно некоторым авторам комментариев к Абхидхармакоше Васубандху, семена жизни приходят из других мировых систем; по мнению же других, формированию новой мировой системы способствуют остаточные частицы, сохранившиеся после разрушения старой. Этот созидательный процесс происходит во всей вселенной, а не только в нашей мировой систе¬ме. Хотя космология ограниченных чисел в первую очередь сосредоточена на одной мировой системе — нашей собственной, — она, безусловно, при¬знаёт существование огромного количества других миров. В этом сценарии не существует никакого абсолютного начала процесса становления новых мировых систем. Буддийская космология объясняет создание нашего мира как пример вневременного процесса, в котором ум и материя переплетаются в нескончаемом потоке жизни и формы. Миры вечно создаются и разруша¬ются в бесконечности пространства и времени, и нет края у пространства и начала у времени. Что же обеспечивает непрерывность этого процесса из кальпы в кальпу? Буддисты отвечают, что бесконечно повторяющееся неис¬товство элементов никогда не уничтожает особую сферу бытия существ, до¬стигших четвертой стадии медитации, и особый ветер из этой сферы помо¬гает творить новые миры.
Само собой разумеется, что если мир создает карма существ, то она же его и разрушает.
В космологии ограниченных чисел структура мира весьма проста: квад¬ратная «мировая ось», похожая на гору с уступами, окружена горными хребтами и четырьмя главными материками. Низшие разновидности су¬ществ, такие как обитатели ада и голодные духи, обитают под горой Меру. Чем существа выше, тем выше на горе они обитают, а обители высших бо¬гов находятся в небесах над вершиной горы Меру. Такое видение мира тес¬но связано с духовным путем, которому следуют приверженцы личного ос-вобождения от круговорота жизней. С точки зрения Хинаяны, этот мир создан главным образом кармой существ — действиями, которые основаны на представлении о существовании «я» и на порожденных этим представле¬нием вредоносных клешах, а потому он - темница, из которой нужно по¬стараться бежать. Это мир нечистых явлений, арена для переживания стра¬даний, начинающихся с того мига, когда живое существо обрело материаль¬ную форму в этом мире. Эта космология отражает бесконечную драму кру-говорота бытия, или сансары, и возможности спасения от него. Освобо¬диться от сансары — значит выйти за пределы мира явлений и никогда больше не рождаться в этой юдоли страдания. Именно к такому совершен-ному покою, или нирване, стремятся приверженцы личного освобождения, или Хинаяны, старающиеся с помощью этого пути очиститься от всех заг¬рязнений и стать святыми (архатами), а в итоге исчезнуть в состоянии не¬бытия, как угасает пламя.
В этой космологической системе низшие состояния жизни исполнены невыносимых страданий, а высшие - отвлекающих ум удовольствий. Ни одно из этих состояний не считается благоприятным для духовной практики тех, кто стремится к освобождению. Только южный материк под названием страна Джамбу, где страдания смешаны с наслаждениями, предоставляет редкие обстоятельства, при которых люди способны понимать и практико¬вать методы, ведущие к освобождению. Поэтому в буддийской космологии страна Джамбу считается особо благоприятным местом. Именно здесь до¬стиг просветления Будда Шакьямуни. Джамбу — страна, где предстоит появиться тысяче будд этой счастливой эпохи. И потому из всех миров, где можно родиться, Джамбу почитают наилучшим.
Вероятно, первоначально под страной Джамбу имелся в виду индийский субконтинент. Однако, судя по описанию его обитателей, особенности стра¬ны Джамбу могут быть свойственны всей планете. Описания этого края, связанного с деревом джамбу, от которого происходит название Земли, представляются нам смесью древних мифов и географических фактов. В схе¬матических описаниях, которые приводят Конгтрул и другие буддийские ис¬точники, дерево джамбу находится на берегу озера за хребтом снежных гор к северу от центра Индии. Естественно, это создает впечатление, что дерево джамбу связано с озером Манасаровар, расположенным высоко в Гималаях, у подножия горы Кайлаш. Это становится еще более очевидным, когда Конгтрул говорит о четырех реках, берущих начало в окрестностях озера, которые могут соответствовать четырем рекам с истоками в районе озера Манасаровар и горы Кайлаш. Но тот факт, что в этих местах нет ни дерева джамбу, ни связанных с ним чудес, дает основания считать эти описания мифологическими. Сосредоточенность космологии ограниченных чисел на единственной мировой системе соответствует идеалу личного освобождения от цепи перерождений, присущему Хинаяне. Чтобы обрести освобождение, требуется постичь отсутствие собственной сущности как в личностях, так и в явлениях. Однако главная цель духовной практики последователя Хина¬яны — это устранение приверженности к представлению об индивидуаль¬ном «я», коренной причины круговорота бытия. Кроме того, последователь Хинаяны не в полной мере развивает аспект «искусных средств» духовного пути: сострадание и любовь. Эти два фактора объясняют ограниченность видения вселенной, свойственного последователям Хинаяны. Чтобы оце¬нить величину бесконечного числа мировых систем, которые рождаются и рушатся каждый миг, требуется более широкий духовный взгляд. Для этого необходимо мужество бодхисаттвы, взращивающего в себе великое «состра¬дание-защиту» по отношению к несметному количеству живых существ, которые во всех бесконечных вселенных каждый миг испытывают страдания рождения и смерти. Кроме того, трудно постичь все величие видимой реаль¬ности этих бесчисленных вселенных, если не прийти к пониманию, что не только ты сам, но и все бесконечные миры со всеми населяющими их жи¬выми существами не имеют независимого бытия, что все это — не что иное, как волшебная игра относительности и пустоты.
Поскольку более широкий кругозор Всеобщего пути, Махаяны, непо¬стижим для последователей Хинаяны, само собой разумеется, что их кос¬мология тоже ограниченна и признает лишь ограниченное число мировых систем. Для них Будда — просто святой, отличающийся только тем, что накопил достаточное количество заслуг, чтобы проявить признаки возвы¬шенного существа — махасаттвы. Такие будды могут приносить пользу и распространять свое просветляющее влияние только в ограниченной сфере — в так называемой миллиардной мировой системе. Кроме того, в любой такой системе в любое конкретное время может появиться лишь один будда. Завершив свой труд, этот будда покидает мир и исчезает.
Однако другие буддийские школы не отвергают такую космологию. Она предназначена для блага людей с меньшим уровнем духовной зрелости как основа для достижения дальнейшего, более высокого, понимания, а также как составная часть более широкой системы космологии. Как указывает Конгтрул, каждый аспект учения Будды отвечает потребностям конкретной категории учеников, а потому в силу своей действенности полезен, поскольку направляет тех или иных людей на путь освобождения. Колесо учения Буд¬ды — не застывшая, монолитная догма: оно вращается благодаря энергии, которая рождается, когда различные чаяния и потребности живых существ находят отклик в сострадании будд.

Космология тантры Калачакры
Третья и четвертая главы книги «Мириады миров» знакомят с тантрой Калачакры   в аспектах пространства и времени, а также с ее объяснением происхождения вселенной. Тантра Калачакры посвящена нераздельному слиянию макрокосма и микрокосма в единую систему, что составляет основу той разновидности тантрийского духовного пути, которому она учит, а по¬тому внимание тантры Калачакры ограничено нашей мировой системой. Ее описание структуры космоса не слишком отличается от того, которое мы находим в космологии Хинаяны. Отличия заключаются только в других на¬званиях материков и океанов, другой форме горы Меру и окружающих ее горных хребтов и т. п. Кроме того, эта космология вводит важную и подроб¬но разработанную теорию движения планет и звезд, согласующегося с ды¬ханием человека, четырьмя эпохами и т. д., которая и составляет основу той разновидности астрологии, к которой принадлежит эта тантра. Эта теория, равно как и некоторые термины, вероятно, были заимствованы из класси¬ческой индийской философии и переработаны. В тантре Калачакры устанавливается соответствие между макрокосмом и микрокосмом с точки зрения формирования вселенной и эмбрионального развития, а также между стро¬ением вселенной и формой и размерами тела человека. В четвертой главе процесс, лежащий в основе сотворения мира, описывается более подробно и более тонко, чем у Васубандху в системе Хинаяны.
В тантре Калачакры четыре эпохи (завершенности, трех четвертей, двух четвертей и раздоров), знаменующие последовательно нисходящее вихревое движение временных циклов в системе Хинаяны, связаны с представлениями о стране Шамбала. В третьей главе «Мириадов миров» Конгтрул пи¬шет, что эта страна расположена за Гималаями, близ северной оконечности земли Джамбу. Но где бы ни находилась Шамбала, она связана с распро¬странением тантры Калачакры, одной из позднейших по времени появления тантрийских систем. Считается, что первый царь Шамбалы, Сучандра, получил тантру Калачакры от самого Будды, находясь в местности Дха-ньякатака, что в Южной Индии. По возвращении на родину он сделал ее государственной религией. Конгтрул утверждает, что царям этой страны и их потомкам предстоит покорить орды неверующих варваров и восстановить золотой век поочередно во всех двенадцати землях нашей мировой системы. В тантре Калачакры особо упоминаются только двадцать пять царей Шам¬балы, а имена их потомков не приводятся. Двадцать пятый царь Шамбалы взойдет на престол в 2327 году н. э., а на девятнадцатый год его правления Шамбала начнет войну, в которой варвары будут разгромлены, и учение тантры Калачакры распространится по всему миру.
Конгтрул приводит сведения о Шамбале без комментариев, опираясь на традиционные источники. Возможно, Шамбала — это не реальное гео¬графическое место, а внутренняя «чистая земля», символ духовного богат¬ства нашей планеты, постоянно находящийся под угрозой материализма. Вероятно, войны, время от времени устраиваемые царями Шамбалы, сим¬волизируют желание человечества вновь обрести подлинные ценности и духовное прозрение.

Космология бесконечных полей будд
Космология бесконечных полей будд (буддхакшетра) — исключи¬тельное достояние Махаяны. Ее истоки можно обнаружить в некоторых сутрах Махаяны, таких как Аватамсака, Саддхармапундарика, Панча-виншатисахасрикапраджняпарамита-сутра, Вималакиртинирдеша-сутра и Ачинтьявимокша. В этих сутрах излагаются два самых главных аспекта практики для людей, стремящихся к идеалу бодхисаттвы: мудрость и искусные средства. В текстах Праджняпарамиты («Запредельной мудрости») эта космология упоминается, но их темой служит, скорее, природа реально¬сти, чем ее различные проявления. В них содержится существенное учение о том, что «пустота есть (абсолютная природа) формы, а (абсолютная при¬рода) формы есть пустота». Этот принцип лежит в основе правильного воззрения, которое необходимо бодхисаттвам, погруженным в «океаны» сострадательных деяний. Однако Аватамсака и другие сутры повествуют о грандиозной космической игре бесчисленных будд и бодхисаттв, которые непрерывно дают учения, показывают чудеса и практикуют десять совершенств на благо других. Эти тексты посвящены, скорее, относительной реальности, чем абсолютной.
Объяснение того, почему в этой космологии мировые системы изобра¬жаются как поля будд, можно найти в первой главе книги Конгтрула. В текстах Махаяны утверждается, что бесчисленные мировые системы возникли не только вследствие кармы существ, но и благодаря взаимосвя¬зям между живыми существами и буддами. Широта этих всеобъемлющих и сложных взаимосвязей поражает. Они охватывают сострадание будд, предрасположенности и судьбы живых существ, вселенские законы приро¬ды и обеты бодхисаттв. Благодаря взаимозависимости всех этих факторов (в число которых, вероятно, входят и механизмы творения, которые объясняет космология Хинаяны), в пустом пространстве возникают мириады миров. В этой системе нет речи об абсолютном начале времен — напротив, вселенная понимается как безначальный круговорот, который повторяет себя до тех пор, пока все существа не освободятся от страданий сансары. В тексте ясно утверждается, что будды и бодхисаттвы принимают дея¬тельное участие в проявлении вселенной. Таким образом, согласно этому воззрению, вселенная — это основа и фактор пробуждения, а вовсе не тем¬ница, из которой нужно бежать. Это арена проявления чудесных способно¬стей просветленных существ, поле деятельности, на котором бодхисаттвы практикуют искусные средства, дабы помочь другим преодолеть смятение ума. Здесь Конгтрул знакомит с понятием «бодхисаттвы, очищающие поля будд» (бодхисаттванам буддхакшетрапаришодхана), но подробно его не объясняет. Это важное понятие, которое часто рассматривают упрощенно, потому что иначе его полный смысл был бы малодоступен. В некоторой степени его объясняет высказывание Будды, приведенное в тексте «Святые учения Вималакирти» (очень квалифицированно переведенном на англий¬ский язык Робертом Турманом). Будда говорит, что поля будды, в которых практикуют бодхисаттвы, — это поля живых существ. По всей видимости, это означает, что поля будды — это сами живые существа, а также миры, которые они населяют. В ходе практики десяти совершенств бодхисаттвы трудятся, чтобы всеми средствами привести других к духовной зрелости. Следовательно, стремление бодхисаттвы привести всех остальных к полно¬му пробуждению, есть важное условие процесса формирования мировых систем. После того как миры возникнут, бодхисаттвы входят в каждый из них на неисчислимые кальпы, дабы приносить благо рождающимся в них существам. Являя полную противоположность последователям Хинаяны, помышляющим лишь о том, чтобы уйти из мира и благодаря личному про¬буждению покончить с круговоротом бытия, бодхисаттвы действительно способствуют сотворению новых миров, в которых они могли бы исполнить свое героическое обязательство освободить всех существ. Существа зрят чистоту миров, в которых обитают, в зависимости от собственного уровня внутренней чистоты, однако сами эти миры изначально чисты. Это ясно показано в «Святых учениях Вималакирти», где говорится, что Будда кос¬нулся земли большим пальцем ноги — и наша вселенная преобразилась в самоцветы, сияющие бесконечным светом. Тогда Будда сказал Шарипутре, что вселенная всегда чиста, но кажется загрязненной, дабы способствовать духовному созреванию существ.
Главная особенность космологии полей будд — бесконечность про¬странства и света — заменяет статическую модель горы Меру и четырех материков, свойственную космологии мировых систем, определяемой огра¬ниченными числами. Первая охватывает бесконечное количество миров, местоположение которых выходит за рамки рационального мышления. Эти миры появляются во всех мыслимых и немыслимых измерениях и формах: одни покоятся на лотосах и драгоценных камнях, другие поддерживает ис¬ключительно благословение будд. Эти миры наполняют десять направле¬ний; миллионы миров пронизывают друг друга, и каждый мир содержит в себе миллиарды других. Такова космология, поразительный охват которой способствует раскрытию ума для постижения бескрайности, неизмеримости, иррациональности вселенной. В итоге ум, вырвавшись из клетки косных представлений об ограниченных пространстве и бытии, вступает в открытое пространство Мириадов миров без начала и конца, без незыблемых рамок протяженности и формы. Эта космология также выражает принцип просветления бодхисаттвы — духовное развитие всех живых существ во всей вселенной как главный путь личных поисков пробуждения. Конгтрулу сле¬довало бы начать свое сочинение с описания мира Претерпевания, нашей вселенной, и перейти от частного к общему — от ограниченной космологии с горой Меру к неограниченным небесам бесконечных полей будд. Однако, из уважения к своей традиции, Махаяне, прежде чем описывать частные подробности нашего мира, он рисует таинственную космическую одиссею по беспредельным полям будд.
Все, что он описывает, заключено в «пространстве реальности» (дхармадхату) — абсолютном измерении, которое содержит в себе все сущее. Эта сфера никогда не меняется, никогда не становится чем-либо иным, кроме себя самой. Она всегда остается пустой, свободной от того, что зовется бытием. В этом единственном измерении проявляются все бесчислен¬ные миры, возникающие во всей вселенной, — в нем они рождаются и погибают. С точки зрения своей абсолютной природы, ни один из этих миров никогда не рождался, не был обитаем и не погибал. Однако на отно¬сительном уровне возникает бесконечное множество миров — призрачных видений, основанных на взаимозависимости. И все эти миры способствуют осуществлению помыслов просветленных существ — духовных наставни¬ков, понимающих, что эти миры не обладают абсолютной реальностью. Населяющие их непросветленные существа тоже не обладают абсолютной реальностью, но они придерживаются представления, что они сами, все, что их окружает, и все, что они воспринимают, абсолютно реально. Но лишь око будды способно одновременно зреть и мир реальности, и проявляющи¬еся в нем взаимозависимые отношения.
Какое место занимают в этой картине мира обычные живые существа, Конгтрул объясняет в первой главе, где утверждает, что в этих мирах облик существ есть следствие их неспособности узнать свою собственную сущ¬ность — пустоту — ту самую сущность, которой равно наделены и миры, где они родились, и будды, и все остальное. Исконная природа каждого существа — это природа будды, потенциальная возможность пробудиться от сна неведения. Единственное различие между буддами и живыми суще¬ствами заключается в том, что первые обрели свободу, осознав свою изна¬чальную пустую сущность, а вторые, не сумев осознать пустоту всех явле¬ний, остаются в темнице призрачных миров, полных страдания. Не понимая своего истинного положения, живые существа блуждают в мирах, которые порождены их же собственными склонностями. То, как они переживают кру¬говорот бытия, раскрывается с помощью двенадцати звеньев взаимозависи¬мого возникновения, которые Конгтрул подробно описывает с точки зрения различных буддийских систем.
В рамках космологии бесчисленных полей будд Махаяны, которая свя¬зана с теорией природы будды (татхагатагарбха), вполне очевидно, что основа безначальных заблуждений, которым подвержены живые существа, составляет также и основу пробуждения от этих заблуждений. Другими сло¬вами, истинное состояние бытия человека является почвой и для за¬блуждения, и для пробуждения. Каждый человек должен извлечь природу будды из-под толщи омрачений, как рудокоп извлекает драгоценный камень из пустой породы и грязи. Однако, чтобы природа будды смогла сама себя обнаружить, требуется совпадение двух факторов: сострадания будд, принимающих образ просветленных духовных наставников, и практики духовного пути, осуществляемой живыми существами. Практика духовного пути опи¬рается на понимание как своих ограничений и возможностей, так и изъянов круговорота бытия. Поэтому Конгтрул уделяет много места описанию различ¬ных причин и следствий, которые играют основную роль в обманчивом состо¬янии бытия, рассматривая их с точек зрения как Хинаяны, так и Махаяны.
В Махаяне из трех измерений пробужденности (кай) особое место занимает измерение наслаждения (самбхогакая), отражающее богатство и полноту духовного пути Махаяны и ее конечного плода. Движущая сила Махаяны — решимость достичь просветления ради всех живых существ, а следовательно, благо других всегда перевешивает другие, более относи¬тельные аспекты практики, например, этику. Поэтому на изображениях будды пробужденного измерения наслаждения всегда выглядят не как мона¬хи, а как царевичи и царевны в изысканных одеяниях и драгоценностях. Имен¬но в таком виде проявляются будды, которые играют важную роль в космо¬логии Махаяны. Такая форма, или измерение, связана с чистой областью, которая носит название Непревзойденная (Акаништха). Согласно учениям, Акаништха — это «место», где обретают просветление все будды. Однако Конгтрул делает примечательное заявление о том, что Акаништха — это «любое место», где обретает просветление то или иное живое существо. Это заявление готовит почву для его описания мира Полный Цветов — мировой системы, в которую входит и наш мир, мир Претерпевания.
Конгтрул подразумевает, что, где бы то или иное существо ни достигло просветления, там сама собой проявляется Акаништха, увенчанная дворцом, убранная всеми украшениями, которые только можно представить. Про¬светленное существо становится владыкой этого мира, приняв облик Будды Всеозаряющего (Вайрочаны), Великого Ледникового Озера Мудрости, пробужденного измерения наслаждения, неотличимого от всех будд десяти направлений. Вайрочана тоже занимает в космологии Махаяны особое ме¬сто, вероятно, потому, что олицетворяет чистоту формы — той формы, ко¬торая объемлет всю вселенную. В грандиозности этой космологии можно убедиться на примере ее положения о том, что в каждой поре тела Вайро¬чаны проявляются бесчисленные мировые системы, а в каждом атоме этих миров заключается бесконечное множество других миров и образов Вайро¬чаны. Каждый из образов Вайрочаны, в свою очередь, содержит в себе бесчисленных будд и бесчисленные поля будд. Вайрочана объемлет всю все-ленную, а вся вселенная образует Вайрочану. Если Конгтрул имеет в виду, что все это необъятное проявление миров находит свое воплощение в каж¬дом обретающем просветление существе и что такое существо вмещает в себя все эти миры, то в свете бесконечного числа будд десяти направлений перед нами предстает непостижимая, неизмеримая картина космоса, в кото¬ром частное включает в себя общее, а общее содержится в частном; иными словами, каждое объемлет все и все объемлет каждое.
Наш мир, мир Претерпевания, бесконечно малая частица этой величе¬ственной картины космоса, — тринадцатая в последовательном ряду миро¬вых систем, покоящихся в океане бесконечного множества миров, и все они лежат на ладони Будды Вайрочаны. Эта часть вселенной называется мир Полный Цветов; у него в миллиарды раз больше измерений, чем миллиард мировых систем, описываемых в космологии ограниченных чисел. Это об¬ласть влияния единственного проявленного измерения пробужденности (нирманакаи). Между Вайрочаной, центральной фигурой Акаништхи, и его проявлениями по всей вселенной проводится различие, дабы подчеркнуть, что в Махаяне первостепенный метод, способствующий созреванию учени¬ков, — объяснять им учение, причем делать это может только будда, кото¬рый проявляется в облике, зримом для всех существ.
В четвертой главе «Мириадов миров» Конгтрул исследует механизмы, с помощью которых живые существа воспринимают иллюзорность кругово¬рота бытия, с точки зрения Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. В воззрении Ваджраяны он выделяет две части: механизм круговорота бытия, основан¬ный на том, что он называет «окончательным учением» (вероятно, происхо¬дящем от третьего цикла, или «поворота колеса», учения Будды); и воззре¬ние Дзогчена, или Великого Совершенства.
Конгтрул утверждает, что в первом цикле учения Будды первопричиной круговорота бытия выступает привычка к «я». По существу, это чувство постоянного самоотождествления, привычка держаться за представление о некоем независимом «я», в то время как на самом деле существует лишь относительное «я», приписываемое совокупности пяти скандх (Санскр. скандха, тиб. phung po: букв «груды» — пять категорий психичес¬ких элементов, составляющих отдельную личность. — Прим. перев.). Но лишен¬ным независимого бытия считается не только «я», но и сознание, которое образует существенную основу для обозначения «я» и служит средством, позволяющим человеку воспринимать внешний мир. В третьем цикле уче¬ния Будды причиной такой ситуации считается сознание-основа. Сознание-основа — это хранилище отпечатков, оставленных действиями человека. Эти отпечатки создают двойственное впечатление наличия воспринимающе¬го сознания и воспринимаемого явления, увековечивая заблуждение.
В первой части объяснения Ваджраяны подчеркивается ясность и пус¬тота природы ума. Эта исполненная ясности и пустоты природа ума и есть та самая природа будды, которая, если обнаружить ее в самом себе, откры¬вает врата к просветлению. Но до тех пор, пока эта природа остается не¬узнанной, двойственные проявления продолжают возникать. Привычка к двойственному восприятию порождает «склонности», основанные на обра¬зах внешних объектов, субъективных переживаниях и обладании матери-альным телом. Впоследствии эти склонности проявляются во внешнем мире: в воспринимающем сознании и в воплощенном бытии. Кармические действия, совершённые в течение жизни, производят дальнейшие кармичес¬кие склонности, благодаря чему круговорот жизни продолжается. В данных четырех главах методы выхода за пределы этого круговорота подробно не обсуждаются, поскольку о них речь идет в следующих томах «Безбрежного океана знания». Однако Конгтрул кратко упоминает метод выхода из сан-сары, который дает возможность покончить с двенадцатичленной взаимоза¬висимостью, осознав, что представление о «я» — первое звено цепи неве¬дения — не имеет независимой реальности.

Некосмологическая система Дзогчена
В последней части четвертой главы «Мириадов миров» (пятая глава данного перевода) Конгтрул, приводя обширные выдержки из Цигдон дзо (Tshigs don mdzod) Лонгченпы, дает сжатое, но очень яркое описание точ¬ки зрения последователей Дзогчена. Главное внимание он уделяет механиз¬му возникновения зависимого бытия, не углубляясь в подробности космоло¬гии, которая в Дзогчене не является вопросом первостепенной важности. Своеобразие точки зрения Дзогчена на происхождение круговорота бытия заключается в том, что вселенная определяется как изначальная чистота. Конгтрул недвусмысленно утверждает, что система Дзогчена занимает самую вершину духовности.
В Дзогчене первичной созидательной причиной вселенной считаются не карма существ и не взаимосвязи между состраданием будд и живыми суще¬ствами, а ригпа — состояние чистого и полного присутствия. Это ригпа есть не что иное, как сама изначально чистая основа бытия (жи: gzhi). Таким образом, круговорот жизни рассматривается просто как волнение или возбуждение состояния ригпа, которое «отклоняется от самого себя». Представление о ригпа, отклоняющемся от самого себя, — лишь метафора, потому что ригпа никогда не может от себя отойти. Однако, когда из осно¬вы бытия возникают проявления и в них не узнают саму основу бытия или игру ригпа, начинается омраченность круговорота бытия. Неспособность узнать изначально чистую сущность основы бытия — это неведение, кото¬рое возникает из исконного ведения (ригпа). Этот процесс происходит так: сначала основа бытия проявляется как пять чистых светов, но существа по своему неведению видят эти света как конкретные объекты. По этой при¬чине сами видимости становятся омрачениями.
Говоря иносказательно: когда сломана печать, скрепляющая полное и чистое присутствие с первоосновой бытия, возникает творческий порыв ригпа и разом порождает всю вселенную, которая есть не что иное, как проявление нашего собственного ригпа. Такое проявление может происхо¬дить восемью разными способами, благодаря которым возникают все мири¬ады миров измерений будд и круговорота жизни. Как гласит заглавие одной из главных тантр Дзогчена, полное и чистое состояние присутствия есть «Великое творческое начало вселенной» ( Тиб. Кунчжед Гъялпо (kun byed rgyal ро): «Царь Всетворящий». — Прим. перев.).
В этой системе полагают, что если первооснова бытия изначально чиста, то и каждое живое существо просветленно, а значит, его поистине ничто не ограничивает. Все существа по своей природе одарены той же мудростью и иными качествами, что и будды, поскольку в состоянии чистого и полного присутствия все уже полно и совершенно. И свобода, и омраченность воз¬никают как игра, волнение ригпа, а основа бытия образует опору того и другого состояния, не являясь принадлежностью ни одного из них. Однако свою собственную просветленную природу необходимо обнаружить, «пробу¬дившись заново». Вслед за Лонгченпой Конгтрул объясняет, что в системе Дзогчен метод пробуждения, называемый им «освобождение как самосо¬вершенство», — это изначальный будда Самантабхадра. Пробуждение происходит следующим образом: когда возникают оперирующие понятиями мысли, которые есть не что иное, как движение чистого и полного ригпа, человек не относится к ним как к чему-то конкретному, а, напротив, пони¬мает, что они — всего лишь его собственная внутренняя ясность, распространяющаяся вовне. Когда возникает это прозрение, движения мысли сами собой прекращаются, так что отпадает потребность в медитации или иных искусственных методах их преображения или прекращения. Это миг обрете¬ния полной реализации и проявления мудрости и других качеств будды.
Выражение «освобождение как самосовершенство» подразумевает не произошедшее в прошлом освобождение некоего будды, например Будды Шакьямуни, а то, как бесчисленные существа освобождаются здесь и сей¬час и будут освобождаться впредь, просто осознав свою изначальную чис¬тоту. И основа, и путь, и конечный плод этой системы имеют единствен¬ную, нерасчленимую природу — полное, чистое ригпа. Таким образом, изначальная свобода, которую мы стремимся обрести, практикуя духовный путь, есть то, чем мы уже обладаем. Сама исконная свобода — это путь, который ведет к достижению цели.
Таким образом, различные системы буддийской космологии напрямую соотносятся с тем, как живые существа втягиваются в круговорот бытия, а также с различными духовными путями, предоставляющими возможность от него освободиться. В системе Хинаяны, дабы достичь совершенного по¬коя личного освобождения, следует преодолеть круговорот бытия и миры, которые он захватывает. Последователи Махаяны тоже хотят выйти за пределы круговорота бытия, но совсем не для того, чтобы вечно пребывать в состоянии бездеятельного покоя: они обретают «активный совершенный покой» будды, дабы непрестанно трудиться на благо других. Однако путь Тантры, символизируемый космологией Калачакры, делает еще один шаг вперед, утверждая, что круговорот жизни и выход за его пределы имеют одну основу, а потому круговорот жизни следует не отвергать, а преобра¬жать. Тантра учит, что выйти за пределы сансары и тем самым обрести совершенный покой можно в этом самом мире, в этом самом теле, если понять, что в абсолютной реальности жизнь и выход за ее пределы нераздельны.
Конгтрул говорит, что, если хочешь понять путь и плод Дзогчена, необ¬ходимо понять точку зрения этой системы на круговорот бытия. Согласно воззрению Дзогчена, все само собой возникает из изначально чистой сущности бытия, все всегда остается изначально чистым и, постигнув эту истину благодаря собственной природной пробужденности (рангчжунг йеше: rang byung ye shes), человек мгновенно обнаруживает свою исконно просветленную природу, которая была с ним всегда.
Книга «Мириады миров» содержит неоценимый материал для изуче¬ния, размышлений и очищения собственного ума. Она закладывает незаме¬нимую основу для понимания буддийской философии и практики и хранит семена мудрости, которые обязательно дадут всходы и расцветут в умах тех, кто вступил на духовный путь, и других внимательных читателей.

Подпись автора

История Дона Хуана в других мирах )))

https://ranobes.com/chapters/perfect-wo … -huan.html

0

22

Эмма
Зачем мои ответы? Если у тебя уже есть описания мира теней. Если бы твоим намерением было что-то поведать о тенях, то ты бы следовала ему. А не искала "дыры" у других.
Мои посты и так достаточно информативны. Для форума так с головой.
У тебя сформировалась точка зрения, под которую ты подстраиваешь мои знания. И на подсознательном уровне уже не принимаешь их. Поэтому, чтобы ни было сказано мной дальше, ты займёшь позицию учителя. А раз так, упростим процесс..
Просто скажи то, что хочется. И я, априори, приму это.

0

23

Sunset написал(а):

Эмма
Зачем мои ответы? Если у тебя уже есть описания мира теней. Если бы твоим намерением было что-то поведать о тенях, то ты бы следовала ему. А не искала "дыры" у других.
Мои посты и так достаточно информативны. Для форума так с головой.
У тебя сформировалась точка зрения, под которую ты подстраиваешь мои знания. И на подсознательном уровне уже не принимаешь их. Поэтому, чтобы ни было сказано мной дальше, ты займёшь позицию учителя. А раз так, упростим процесс..
Просто скажи то, что хочется. И я, априори, приму это.

А смысл? Я не учитель и не гуру. Просто у тебя не дописана инфа , я спросила, чтобы услышать нюансы этого и соотнести со своим опытом. И ответа не получила. Или у тебя его нет и все взято из теории и не твоей или ты не входишь реально в Тень, а во что то другое.
Ответы за тем, что если начал говорить об этом, то говори, а не общее и теорией, а не конкретными фактами личного опыта.

Отредактировано Эмма (14.05.18 21:19)

0

24

Sunset написал(а):

Да. Доводилось там бывать. Именно оттуда бОльшая часть моих знаний о тени.
Но сказать больше, чем сказано, я не могу. Этот опыт сложновато предать словами. Пересказ не будет точным.
Что добавить... например, когда входишь в мир тени в физе, окружающие люди/звери перестают тебя замечать. Но перемещаться там я ещё не могу. И в тень забирать могу только себя. Или пока только такие люди попадались-) Боящиеся-))

Просто ответь на один лишь вопрос: как ты видишь людей, животных и мир, когда входишь в Тень? Больше мне ничего не надо.

Отредактировано Эмма (15.05.18 09:32)

0

25

Эмма написал(а):

как ты видишь людей, животных и мир, когда входишь в Тень?

Когда как. Если вхожу глубоко, то вижу как уплотнения, как сгустки более тёмной материи. Если не глубоко, то вижу даже в цвете. Но! Не хочу заходить в тень в людных местах. Причина названа мной выше.
Остальное мои пальцы не хотят писать.

0

26

Sunset написал(а):

Когда как. Если вхожу глубоко, то вижу как уплотнения, как сгустки более тёмной материи. Если не глубоко, то вижу даже в цвете. Но! Не хочу заходить в тень в людных местах. Причина названа мной выше.
Остальное мои пальцы не хотят писать.

Это не совсем Тень, а смещение точки сборки. Спасибо, что ответил.
У меня немного другая информация, но спорить не буду.

Отредактировано Эмма (20.05.18 18:22)

0

27

Эмма написал(а):

Это не совсем Тень, а смещение точки сборки.

Если входишь в тень. ТС смещается. Смещение не сдвиг.  Восприятие ...оно более яркое ,сдвиг спектра, нет оценочных суждений. Мне нравилось это раньше. Когда с ОВД работал. Тени-

Подпись автора

Они пытались похоронить нас...но они не знали, что мы - семена! (Мексиканская пословица )

0

28

Чернояр написал(а):

Если входишь в тень. ТС смещается. Смещение не сдвиг.  Восприятие ...оно более яркое ,сдвиг спектра, нет оценочных суждений. Мне нравилось это раньше. Когда с ОВД работал. Тени-

Я знаю, как войти в Тень в Сновидении, но по моему, абсолютно не правильно представляю это здесь. Меня, как бы, вообще в Реале нет. То есть присутствую в Материальности, но не для Реала. Это немного разные вещи, если копнуть глубже. Вот и пытаюсь ореалить себя, если так можно выразиться.
Поэтому и спрашиваю:что такое войти в Тень здесь?

0


Вы здесь » Кастанеда форум Original » Многообразие практик » Равновесие, тень и ветер эмоций